aif.ru counter
45

Наше кино еще живо!

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41 09/10/2002

НЫНЕШНИЙ фестивальный сезон, хотя и начался осечкой в Берлине (для основного конкурса не нашлось ни одного русского фильма), тем не менее в итоге оказался весьма удачным. Большая коллекция наших картин была представлена в Венеции: от антитоталитарного "Змея" Алексея Мурадова до элегантной мелодрамы "Небо. Самолет. Девушка" Веры Сторожевой (переписанный в современном духе сюжет популярной ленты "Еще раз про любовь", героиню-стюардессу Татьяны Дорониной играет Рената Литвинова). На русское кино посыпались награды.

Начнем с самых престижных. Это - Спецприз жюри, присужденный в той же Венеции "Дому для дураков" Андрея Кончаловского, и главная награда венецианского короткометражного конкурса для "Клоуна" Ирины Евтеевой. Чуть позже к ним добавился Приз независимого кино Channel Visions, отданный в Торонто "Русскому ковчегу" Александра Сокурова. А "Любовник" Валерия Тодоровского награжден в Сан-Себастьяне премиями за лучший сценарий и за лучшую операторскую работу. "Олигарх" Павла Лунгина хоть и прошел в Локарно вне конкурса, но зато показывали его в открытом кинотеатре на Пьяцце Гранде в присутствии 7 тысяч зрителей.

Особо следует отметить появление "Кукушки" Александра Рогожкина. Питерский режиссер, известный своим равнодушием к фестивальным лаврам, поленился закончить картину к Берлину, где ей явно светил успех, и отдал на Московский фестиваль. И хотя там ей не дали главного приза, искушенным людям стало ясно, что это кино можно показывать на любом континенте. Фильм о том, как любовь и дружба людей, говорящих на разных языках, побеждают войну, был приобретен кинокомпанией Sony Classic, имеющей большой опыт в оскаровской раскрутке. Между тем "Дом для дураков" куплен не менее влиятельным голливудским монстром Paramount. Возникла даже реальная конкуренция российских кандидатов на американский "Оскар". В итальянском городе Виареджо на фестивале европейского кино Europa Cinema главный приз и приз за режиссуру жюри присудило той же "Кукушке". Мало того, Россия была представлена в конкурсе сразу четырьмя картинами: помимо "Кукушки" это "Война" Алексея Балабанова, "Коллекционер" Юрия Грымова и "Чеховские мотивы" Киры Муратовой. Получилось, что каждый третий фильм на фестивале европейского кино - из России.

Это немного напоминает ситуацию конца 80-х годов, когда поначалу маленькие, а потом все более крупные фестивали (Пезаро, Турин, Роттердам, Берлин) пытались рекламировать постсоветскую "новую волну". Воодушевленный перестройкой, Запад обратил взоры на нашу страну, ожидая от нее немедленного кинематографического бума. Вместо него довольно скоро последовал спад, и российское кино почти на десяток лет выпало из мирового контекста. Сегодня оно снова пытается в него войти - причем инициатива, как и раньше, принадлежит не российским кинематографическим, а западным фестивальным структурам. Что это: новый виток моды? Или объективный факт подъема в отечественной киноиндустрии? С уверенностью ответить не возьмется никто - надо, чтобы прошло хоть немного времени. Но очевидно, что лед тронулся.

Смотрите также:

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы