Уж слишком много клубы тратят на дорогостоящих звездных игроков, строительство арен и развитие внутренней инфраструктуры. В разы больше, чем зарабатывают на продаже билетов, трансляций и рекламе.
Между губернатором и спонсором
Ни для кого не секрет, что основной источник финансирование команд КХЛ — это региональные бюджеты. Серьезную помощь оказывают спонсоры. В основном, это крупные государственные компании.
Один из ярких примеров бюджетного финансирования — челябинский «Трактор». «Основная часть финансирования клуба лежит на плечах областного и городского бюджета. Здесь нам очень здорово помогает губернатор Челябинской области Михаил Валериевич Юревич. Часть — на спонсорах клуба», — признается директор хоккейного клуба «Трактор» Владимир Кречин.
Схожая ситуация и в Ярославле. С той лишь разницей, что власти региона выделяют деньги на зарплату игрокам и тренерам «Локомотива», а также финансируют перелеты команды. А вот ответственность за приобретение новых игроков целиком лежит на спонсорах клуба.
«Ярославская область выделяет клубу 40 миллионов, которые идут на оплату переездов для участия в играх, зарплаты тренерам и игрокам. Данные средства не расходуются на приобретение хоккеистов», — рассказывает заместитель губернатора Ярославской области Виктор Костин.
Другой пример — хоккейный клуб «АК Барс». Команда создана и функционирует за счет средств спонсоров (пусть и очень близких к государству — прим. АиФ). По заявлению местных властей клуб не несет никакой финансовой нагрузки на бюджет Татарстана.
Попробуем разобраться, почему государственные структуры выделяют миллионы на поддержку, казалось бы, коммерческого проекта.
Инвестиции в бренд?
Поддержка клубов КХЛ позволяет достаточно эффективно продвигать бренд региона на федеральном и даже международном уровне. В этом убеждены все региональные эксперты, с которыми удалось пообщаться «АиФ».
Например, в Омской области местный «Авангард» уже давно занял место в одном ряду с культурными и промышленными брендами региона.
«Наш клуб очень узнаваемый. Не только в Омске, но и в России, и даже за рубежом есть поклонники команды. Здесь играли великие и очень известные игроки. Например, Яромир Ягр. От этого известность клуба, да и региона ещё повышается. Бренд клуба действительно важен для области и таких составляющих должно быть как можно больше. И не только спортивных, но и производственных, культурных», — считает бывший министр имущественных отношений Омской области, президент «Авангарда» Александр Стерлягов.
Причем бренд хоккейного «Авангарда» позволяет властям продвигать регион не только на просторах России, но и за океаном.
«Я и сам столкнулся с тем, что за океаном Омск знают благодаря „Авангарду“. Все знают, что в НХЛ очень тщательно следят не только за своими клубами, но и за КХЛ. Мне приходилось бывать на некоторых матчах и встречаться с руководством известных клубов, например „Монреаль Канадиенс“. И когда я сказал, что представляю „Авангард“ они сразу говорят: Омск!», — отмечает наш спикер.
Об узнаваемости бренда ХК «Трактор» с удовольствием говорят и в Челябинской области. По мнению министра спорта региона Юрия Серебренникова, команда «Трактор» сегодня — это бренд, причем бренд, известный и за пределами России. «Благодаря хоккею Челябинскую область знает практически все мужское население страны. И не только страны», — убежден он.
Схожая ситуация наблюдается и в Нижнем Новгороде. «Торпедо» — один из самых ярких нижегородских брендов, символов нашего города, региона. Как хохлома, завод «Красное Сормово» или Кремль. За «Торпедо» болеют поколениями, у нас есть целые династии болельщиков. Аншлаги типа тех, что были на матчах с московским «Динамо» или питерским «СКА» были ещё в моём детстве», — рассказывает генеральный директор ХК «Торпедо» Андрей Осипенко.
Кстати, вслед за ростом популярности бренда в Нижнем Новгороде постепенно растет и армия поклонников хоккейного клуба.
«Наша аудитория год от года вырастает в разы. Когда-то мы думали, что нового стадиона на 10 000 зрителей, который заменит
Социальный аспект
Одной из основных функций КХЛ, по мнению наших экспертов, остается функция социальная. В первую очередь, речь идет о развитии детско-юношеского хоккея в стране. А это, в свою очередь, невозможно без улучшения материально-технической базы клубов, их спортивной инфраструктуры.
«Хоккеем в Челябинской области занимается не только детвора и известные команды, но и любители. В этом году команда любителей „Центурион“ выиграла первый Фестиваль Российской Любительской Хоккейной Лиги. Наградой за победу над сильной питерской командой „Невский легион“ стали средства на строительство ледового ФОКа. В апреле следующего года недалеко от дворца спорта „ЧТЗ“ откроется новый ледовый ФОК (физкультурно-оздоровительный комплекс — прим. АиФ), где будут тренироваться не только взрослые—любители, но и спортивные школы», — рассказывает Юрий Серебренников.
Строительство новых площадок для молодежи — один из приоритетных спортивных проектов и в Нижегородской области. По мнению региональных властей, это позволит «пропустить через сито ДЮСШ всех ребят», которые мечтают заниматься хоккеем.
«Сейчас у нас в регионах активно строятся ФОКи, в состав которых входят ледовые площадки. Мы уже открыли при них 5 филиалов ДЮСШ в разных районах области. Филиал школы — это тренеры из штата ДЮСШ, с нашей методикой, учебной программой, сеткой соревнований», — рассказывает генеральный директор ХК «Торпедо» Андрей Осипенко.
Однако пока в Нижнем Новгороде все еще есть дефицит льда, а работа ФОКов расписана до самой ночи. «Со временем проблема устранится. И родители сами поведут своих детей в хоккей. Особенно когда под окнами хоккейная коробка», — уверен эксперт.
Не менее масштабно подошли к строительству спортивных объектов и в Татарстане. Сейчас в городах и районах республики работает 37 ледовых дворцов спорта и 338 хоккейных коробок. Этот показатель, кстати, один из лучших по России. На родине хоккейного клуба «АК Барс» работает 49 отделений в специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва и детско-юношеских спортивных школах. В них занимаются хоккеем более 9800 человек.
Омский «Авангард» также планирует развивать свою спортивную школу. Причем задача состоит не только в том, чтобы качественно улучшить подготовку молодых хоккеистов,. Одна из основных целей — увеличить число воспитанников.
«Существующая ДЮСШ ограничена с точки зрения даже не материальных ресурсов, а возможностей использования льда. Не хватает и тренерских кадров. Ввод в эксплуатацию новых объектов позволит нам значительно расширить географию поиска игроков», — рассказывает Александр Стерлягов. Уже сейчас селекционная служба клуба в поиске талантов «уходит» в Сибирь и Урала. А в скором будущем откроются филиалы в городах Сибирского региона, в Ямало-Ненецком АО.
«В филиалах будут работать и местные тренеры, и омские специалисты. Условия для детей улучшатся: они не будут ничем отличаться от условий подготовки первой команды», — подчеркивает топ-менеджер «Авангарда».
Вклад в будущее
С другой стороны, система, направленная на воспитание собственных игроков, выгодна самим клубам. В будущем она позволит существенно сократить затраты на покупку дорогостоящих иностранцев. Многие клубы всерьез задумываются о этом уже сейчас.
«У нас уже есть ДЮСШ, есть молодёжная команда, будет хоккейная академия. Для усиления этой пирамиды мы создали команду в дивизионе МХЛ-Б, команду „Ястребы“. Первая молодёжная команда не может вместить всех талантливых игроков, которым нужно дать возможность раскрыться. Но нам как раз и не хватает своего клуба в ВХЛ. У нас есть договор с „Зауральем“, там играют наши ребята. Туда мы можем отправлять до 6 человек. Хорошо бы создать команду в Омске. Но это вопрос будущего. Однозначно, рано или поздно мы к этому придём», — уверен президент «Авангарда» Александр Стерлягов.
О необходимости сохранить вторую команду говорят и ярославские власти, однако без помощи спонсоров сделать это практически невозможно.
«Ярославлю нужна не только команда в КХЛ, но и в ВХЛ и в МХЛ. Ярославль славится своей хоккейной школой. В секциях занимаются тысячи мальчишек. Кроме того, в этом году открылось училище олимпийского резерва по хоккею. Молодым игрокам — выпускникам нужно будет где-то выступать, и в этой связи наличие команд в молодежной лиге и в МХЛ необходимо», — считает Виктор Костин.
А в челябинском «Тракторе» всерьез рассчитывают на собственных воспитанников уже сейчас.
«Трактор» — одна из самых самобытных команд КХЛ, которая всегда отличалась тем, что уделяла большое внимание своей школе. На данный момент можно говорить о том, что в команде более 50 процентов игроков являются воспитанниками челябинского хоккея", — не без гордости говорит директор хоккейного клуба.
До НХЛ пока далеко
В России в последнее время достаточно модно сравнивать КХЛ с заокеанским собратом. Однако, по мнению наших экспертов, такое сравнение пока преждевременно. Ведь КХЛ как бизнес-структура существует всего пятый сезон, и ждать серьезной финансовой отдачи от нее пока нет смысла. Любой коммерческий проект требует изначальных вложений, а получить отдачу — дело будущего. Будем надеяться, что будущего не далекого.
Смотрите также:
- Шведский клуб «Краунс» может выступить в КХЛ в следующем сезоне →
- Итоги хоккейного сезона - в деньгах, людях и драках →
- «Ярославль — это российский Монреаль» →