В погоне за зверями. На Алтае наступил сезон охоты на браконьеров

Первый снег манит охотников в лес. По нему легко выследить добычу. Фото: www.russianlook.com

Егерь увидел их издалека. Джип охотников стоял на краю оврага. Но и они увидели его УАЗ. Джип развернулся и рванул по дороге вглубь леса. Тут же егерю позвонили на мобильный телефон и со смехом поинтересовались, что он делает здесь в такой необычный для обходов час. Матёрые охотники из местных хорошо знают, где он живёт, как обходит участки, как подкармливает лосей.

   
   

В лес с ружьём

Именно за лосей и болит у егеря душа. Одно из этих красивых гордых животных укрылось в одном из многочисленных оврагов – про это место ещё не прознали охотники, и егерю хочется как можно дольше сохранить его в тайне. Но ляжет окончательно снег, охотники пересядут на снегоходы, и лосю будет невозможно укрыться. Раньше в этих краях водились сотни лосей – кормовая база тут для них хорошая, но хозяйственная деятельность человека и активность браконьеров сильно снизили поголовье этих копытных…

 

 

 

 

Фото: www.russianlook.com

 

   
   

 

 

 

С 1 ноября в Алтайском крае открылась охота на зайца-беляка, зайца-русака и лисицу. Охота на них считается наиболее массовой в крае, но она же считается наиболее разнузданной – и не из-за пушных зверей, а из-за изголодавшихся по охоте граждан, которые начинают творить в лесах и полях безобразие – пьянствуют, нарушают правила охоты, браконьерствуют.

По словам Максима Катернюка, начальника отдела организации охотничьего хозяйства Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края, браконьерам противодействуют 24 охотинспектора Алтайского края, работающие в тесной связке с полицией. За каждым районным инспектором закреплено примерно три района края – круглый год, каждый день они осуществляют рейдовые мероприятия. Но открытие охоты на пушных животных и выпадающий снег требуют усиления их работы.

Только снег выпал – животных становится видно по следам – можно садиться на снегоходы и выслеживать их. Этим пользуются браконьеры, основные мысли которых направлены на добычу копытных животных – лося, косули и кабана. Зима злоумышленникам только помогает. Одно дело – выслеживать животное на автомобиле – лось прячется в лягах от комаров и неактивен. Другое – фиксировать любое его передвижение по следам на снегу. Более того, крупные животные, такие как лось, имеют циклы сезонных миграций, о которых знают браконьеры.

Без правил

Хроника борьбы с браконьерами напоминает фронтовые сводки. Так, 30 октября сотрудники следственно-оперативной группы Межмуниципального отдела МВД России «Мамонтовский» во время рейда с представителями местного охотничьего хозяйства задержали подозреваемого в незаконной охоте. В лесном массиве в нескольких километрах от села Кадниково был обнаружен автомобиль «Нива» и четверо мужчин, которые разделывали тушу лося. По предварительной информации, застрелил его житель города Барнаула 1975 года рождения, который в компании сельских родственников решил поохотиться в мамонтовском лесу.

Ущерб от незаконной охоты составил 120 тысяч рублей, возбуждено уголовное дело.

 

В начале октября полицейские Шипуновского района Алтайского края остановили автомобиль, в котором 44-летний сельский житель перевозил мясо косули и лося. Выяснилось, что мужчина застрелил животных в Поспелихинском районе. По факту незаконной охоты возбуждено уголовное дело. Ведётся следствие.

В противодействии браконьерам участвуют и полиция, и общественность, но встречаться на узкой лесной тропе с ними приходится чаще всего охотинспекторам. Выйти ночью к вооружённым людям, разделывающим лося, – для этого нужен особый характер.

 

 

 

Зачастую животных убивают ради трофеев или просто ради забавы. Фото: www.russianlook.com

 

 

 

Конечно, не каждый охотник – браконьер. Большинство – вполне законопослушные граждане. Некоторые настолько увлечены, что это вызывает уважение – идти многие километры на лыжах по следу зайца или весь год готовиться к охоте с подсадной уткой – это требует терпения. Но портят картину правильной охоты те единицы, которые не признают правил.

У охотинспектров и полиции в охотничьих угодьях начинается горячий сезон – готовы машины, заправлены снегоходы. Патрулирование возможных маршрутов миграции животных и мест появления браконьеров осуществляется круглосуточно, в том числе в выходные и праздничные дни, с применением беспилотников и замаскированных камер наблюдения. И несомненно, некоторых любителей браконьерской охоты вскоре ждёт встреча с судьёй и огромные штрафы. Стоит ли этого один удачный, но незаконный выстрел?..

Санкции за вред

С каждым годом санкции за незаконно добытых животных государством ужесточаются. Особенно по крупным копытным, охота на которых является уголовным преступлением.

За убийство лося уголовным кодексом предусмотрен штраф в 100-200 тыс. рублей, возмещение ущерба государству в 120 тыс. рублей за самца лося и 200 тыс. рублей за самку. Конфискация оружия и других средств преступления, аннулирование разрешения на оружие и исправительные работы в 200-400 часов. Если преступление было зафиксировано в заказнике, – суммы штрафов удваиваются.

Санкции за добычу мелких животных зависят от характера правонарушения. Если у гражданина, к примеру, есть документы на добычу пяти уток, а он за день добыл восемь – составляется административный протокол и накладывается штраф в 1000 рублей за нарушение правил охоты.

Потери края

Ежегодно из-за браконьерства край теряет десятки животных. В 2012 году в регионе незаконно были убиты 69 лосей, 11 маралов, 48 косуль, два бурых медведя. Плюс 22 бобра, 15 ондатр, 9 зайцев, 1 лисица, 7 барсуков. Уничтожено 75 птиц, в том числе 5 глухарей, 18 тетеревов, 4 рябчика, 31 утка, 9 лысух, 7 куропаток, включая одного красноносого нырка и белую куропатку, занесённых в Красную книгу Алтайского края, а также один орлан-белохвост, занесённый в Красную книгу РФ.

За девять месяцев этого года совершено 693 правонарушения, выписано штрафов на 1,2 млн рублей, заведено 24 уголовных дела, ущерб по которым составил 4,6 млн рублей. Незаконно убито 63 крупных копытных животных – 3 марала, 19 лосей, 41 косуля.

Но год ещё не закончился, зимний охотничий сезон только начался…

Громкое дело

Акты браконьерства в крае иногда связаны с широким общественным резонансом – из-за состава участников. Так, в начале февраля из-за скандала с незаконной охотой лишился своего места глава администрации Новичихинского района Алексей Штаб – губернатор посоветовал тому подать в отставку, когда выяснилось, что 18 января в Титовском лесничестве Егорьевского района были убиты лосиха и лосёнок. Егерь и полиция обнаружили на месте преступления главу района и других лиц, а также установили, что лоси были убиты из нарезного огнестрельного оружия, принадлежавшего чиновнику. Сумма ущерба государству была определена в 480 тысяч рублей. Чиновник не получил статус обвиняемого, но доверия губернатора лишился.

При этом среди браконьеров много рецидивистов, говорит Максим Катернюк. «Один из последних случаев – в Тальменке человек уже был судим за незаконную охоту, приговорён судом к условному сроку, но через три месяца после вынесения приговора опять застрелил лося из незарегистрированного оружия. На этот раз суд приговорил его к исправительным работам. В Шелаболихе житель Новосибирской области, вышедший на свободу по УДО, весной этого года поехал поохотиться в Алтайский край и был пойман с поличным. Сейчас идёт суд», - заявил Катернюк.

Невиданная жестокость

Работу охоинспекторам осложняет и технический прогресс, многие опытные браконьеры приобретают все лучшее оружие, средства передвижения по лесу, из-за чего поймать их бывает затруднительно.

«В продаже есть итальянские и немецкие карабины с дальномерами, которые делают поправки на скорость и направление ветра. На практике нам встречалась винтовка, которой браконьер мог эффективно работать на расстоянии 500-700 метров. Совершенствуется и техника. Теперь есть мощные квадроциклы, с которыми не может конкурировать никакой, даже подготовленный УАЗ. Снегоходы встречаются стоимостью от 700 тыс. до 1 млн рублей. Угнаться за ними очень сложно. Такие снегоходы покупают люди опытные. Однако несмотря на это число уголовных дел по фактам браконьерства увеличилось, повысилась их раскрываемость. Нельзя сказать, что браконьеров в последние годы стало больше или меньше, но ситуация, когда лицо, совершившее преступление, осталось не выявленным, сейчас почти не встречается. 40% правонарушений раскрывается по горячим следам – способствует этому работа полиции и помощь общественности», - говорит чиновник.

«Шансов уйти от снегоходов нет ни у одного зверя, начиная с лисиц и зайцев, заканчивая косулей и лосем. Браконьеры изматывают животных преследованием и пристреливают, а иногда попросту давят лыжами и гусеницами снегоходов. Масштабы браконьерства, цинизм и жестокость, с которыми оно совершается, потрясают», - говорит Алексей ГРИБКОВ, председатель Геблеровского экологического общества.

Смотрите также: