Суданский призрак: почему кораллы в Суакине оказались сильнее людей?

С уцелевшего минарета виден брошенный город. Фото Александра Ингилевича

Недавно из путешествия по Северо-Восточной Африке вернулся дейст­вительный член Русского географического общества, специалист по подводной археологии и руководитель экспедиционного клуба «Архео» Александр Ингилевич.    
   

В числе прочих малодоступных мест этой и сегодня не слишком исхоженной страны он посетил заброшенный город Суакин на юге Судана.

Аэропорт им. бен Ладена

- В Судан мы вылетели из Египта. И сразу не без приключений... Самолёт из Каира в Порт-Судан, единственный город-порт этого государства, расположенный на Красном море, летает раз в неделю. Обычно это небольшой престарелый «боинг» с суданским экипажем. Обстановка в салоне специфическая: с техникой безопасности пассажиров знакомят стюардессы с закрытыми лицами и в мусульманских платках-хиджабах, по громкой связи звучит арабская молитва, и под заклинание «Аллах акбар!» самолёт начинает выруливать на взлётную полосу…

Спустя два часа мы садимся в аэропорте имени Усамы бен Ладена. Название полуофициальное: во всех справочниках и на билете этот транспортный объект именуется как «аэропорт города Порт-Судан». Он построен недавно: по местной легенде, его не было бы никогда, если б террористу № 1 не понадобился аэродром подскока - промежуточный пункт между Пакистаном и столицей Судана Хартумом. Бен Ладен переехал в Хартум в 1991 году и занялся фармацевтикой и производством жевательной резинки. А также стал в этой беднейшей и наполовину мусульманской стране строителем № 1 - возвёл аэропорт и автомобильную дорогу, которую суданцы называют хайвеем.

Фото Александра Ингилевича

Маленькое и неказистое бетонное здание этой воздушной гавани Судана построено на скорую руку, но тем не менее обладает признаками международного аэропорта. То есть там есть дьюти-фри (только постоянно закрытый) и таможенный досмотр. Правда, в аэропорту нет просвечивающих устройств, и всё делается вручную. Когда подходит ваша очередь, вы просто ставите сумку на металлический стол, и суданский военный в форме тщательно досматривает ваш багаж. А на выходе из аэропорта у нас вдруг отбирают загранпаспорта - на всё время путешествия по Судану… Это необходимо, как объясняют нам, для оформ­ления визы. Каждый паспорт, изъятый местными властями у туриста, проделывает долгий путь - 1500 км до Хартума и обратно - и возвращается, испещрённый самыми разнообразными бюрократическими знаками. Суданская виза занимает целых три (!) страницы, проштампованные печатями и оттисками. Слава богу, с нами ни разу не было случая, чтобы паспорт вообще не возвращали…

Когда все формальности завершены, мы садимся в автобус и едем по ночной пустыне до города Порт-Судана, сопровождаемые автоматчиками на военных джипах. Большинство пассажиров с нашего авиарейса - туристы, которые приезжают исключительно с одной целью: на дайвинг-сафари. Мы же вначале отправляемся в Суакин.

Изгнание из кораллового рая

Наш автобус - старенькая «Тойота», расписанная арабской вязью и национальными узорами, с ажурным багажником на крыше, куда складываются все сумки и затягиваются там верёвками. Водитель - абсолютно чёрный суданец-нубиец, представитель одного из местных племён. В Судане проживают 70% мусульман и 5% христиан. Остальные - язычники, по сути, дикие и малоизвестные племена, живущие по своим законам. Вдоль шоссе тянутся их круглые пыльные хибары с коническими крышами. 60 км по довольно хорошей дороге вдоль побережья Красного моря - и вот мы в городе, откуда кораллы изгнали людей…

   
   

Когда-то Суакин являлся самым крупным морским портом в этом регионе, а также одним из последних пунктов африканской работорговли. Там в разное время жили венецианские купцы, христианские миссионеры и османский паша, оттуда корабли с пилигримами отплывали на паломничество в Мекку и Джидду. Процветал город и во время английского владычества. Беда Суакина заключалась в том, что его построили из коралловых блоков. Из них складывали всё - не только дома, но и набережную. Многие блоки оказались живыми. Во время жары кораллы начали разрастаться. Набережная по­глотила все проливы между городом и материком. Проливы стали мелеть, морские суда уже не могли подходить к причалам. И город был покинут жителями. Неподалёку выстроили новый порт, а старый Суакин пришёл в упадок и сейчас представляет собой город-призрак, в котором никто не живёт.

Этот город, как и все в Судане, начинается с рынка. Перед руинами выстроилось новое селение: грязноватое, бедное, с лавчонками, кофейнями и базарчиком. Торговые ряды, ослики, запряжённые в телеги с фруктами. Магазинчики, где продаётся холодное оружие - ножи и мечи, а также изделия из кожи. Ничего сувенирного - всё только утилитарного назначения. В Старый город, расположенный на острове, перекинут мостик. Крепостная стена, открытые ворота - и вот мы внутри.

Суданские аксакалы ходят с настоящими мечами. Фото Александра Ингилевича

Обойти весь Суакин можно за два-три часа. Он не похож на живописные руины римского или античного города.

Большинству здешних строений от силы лет сто. Но все они быстро разрушаются под воздействием морских ветров и солёных брызг. На домах ещё сохранились вывески торговых компаний, отелей, магазинов и банков - например, «Банк «Александрия». В разломах стен видны просторные квартиры. Улицы расчищены от обломков и разметены. Везде до сих пор чувствуется английское присутствие: на здании бывшего британского правительства сия­ет бронзовая эмблема с буквами «G» и «S» - Government of Soudan («Правительство Судана»), у ворот стоят внушительные пушки-мортиры.

Мы долго бродили по развалинам. Выслушали из уст рыбака на набережной историю о былом величии Суакина. А потом заглянули в одну из полуразрушенных мечетей. Внутри сохранилась кафедра, уцелели минареты. Удалось даже подняться по винтовой лестнице под самый купол. Выше нас было только гнездо орлов. А внизу - город-призрак…

Безлюдность Суакина впечатляет: везде монотонное одноцветие, и тут и там коралловые стены сероватого песочного оттенка, местами выбеленные временем. Сильный зной, нестерпимо яркое солнце, редкая растительность - колючки, которые жуют верблюды. Тишина. И яркое лазоревое, ультрамариновое море - лагуна с парусами рыбаков. Вдали - паромы на рейде в новом порту, ожидающие паломников, чтобы перевезти их к святым местам Саудовской Аравии. На горизонте синие горы и солончаки - серая равнина с блестящими пятнами соли.

И почти ни души. Редкое живое существо окажется здесь, и то не всегда понятно, с какой целью. Разве что забредёт коза или верблюд или на набережной мелькнёт силуэт человека с удочкой. Люди ушли. Но кажется, будто бы они покинули город не сами, не бежали от кораллов, а были изгнаны отсюда иной силой.

Продолжение рассказа о путешествии по Судану читайте в ближайших номерах.

Из «АиФ. Без границ» № 6, 2012 г.

Смотрите также: