На 5 туристических компаний, сорвавших летний отдых граждан, уже приходится 5 уголовных дел о незаконных финансовых операциях.
Сняли летние сливки
Следствие полагает, что владельцы погоревших туркомпаний знали: возможности расплатиться с партнёрами у них нет. Но продолжали продавать путёвки. При этом в некоторых случаях их ответственность перед клиентами была застрахована на суммы, значительно превышающие активы страховых компаний. Игорь Юргенс, глава Всероссийского союза страховщиков (ВСС), уже заявил, что систему защиты российских туристов нужно усовершенствовать.
Михаил Аншаков говорит, что при принятии поправок чиновникам и депутатам указывали на возможные негативные последствия. Были и первые звоночки: закрытие небольших компаний и проблемы с их страховками. Но на это закрыли глаза.
Министр не в теме?
Олег Сафонов, врио главы Ростуризма, сейчас разводит руками: мол, полномочия его ведомства таковы, что оно может только констатировать наступление негативных последствий. Получается, 63 работника Ростуризма (столько в ведомстве насчитал Росстат в 2013 г.) просто сидят и ждут, когда рухнет очередная сомнительная контора? Не многовато ли персонала для подобных наблюдений? И почему о нехватке полномочий Сафонов заявляет только в момент обрушения рынка, когда отпуск людям уже не вернут?!
Это не первое странное заявление г-на Сафонова. К примеру, он призвал россиян отдыхать в России, а не за рубежом, чтобы не стать жертвой недобросовестной турфирмы. Видимо, бывший топ-менеджер Уралвагонзавода не до конца разобрался в тонкостях доставшейся ему в управление отрасли и не понимает, что путешествия по России тоже организуют турфирмы. Или он предлагает нам отправляться в Сочи дикарями и снимать койко-места у тамошних бабушек? В этом случае снова встаёт вопрос: зачем нужен Ростуризм?
Начальник Олега Сафонова, глава Министерства культуры Владимир Мединский, пошёл ещё дальше и обвинил в жадности... не хозяев турфирм, а тех, кого они обманули. «Экономя каждую копейку, наш турист никогда не потратит лишний процент на страховку собственной путёвки. Он будет сидеть в аэропорту в Тунисе и ждать, когда государство, не несущее формально никакой ответственности за бизнес-отношения между туристом и туркомпанией, будет за свой счёт его вытаскивать», — посетовал министр. Только чем поможет страховка от невылета тому, кто о банкротстве своего турагентства узнал уже за границей и теперь не может «влететь» в Россию? Получается, и министр, что называется, не в теме. Об этом говорят и представители Ассоциации туроператоров России: по их словам, пакет предложений от Минкультуры по изменениям в отрасли противоречивый и непоследовательный. «Министр культуры Мединский, казалось, озвучил всё, что хоть когда-то звучало при обсуждении российского туррынка», — иронизируют они.
Как отдохнуть самостоятельно?
В условиях, когда не знаешь, какому туроператору доверить свой отдых, «АиФ» рекомендует организовывать путешествия самостоятельно.
- skyscanner.ru
- aviasales.ru
- trip.ru
- momondo.com
- anywayanyday.com
2. Забронировать жильё можно на сайтах:
- hotels.com (отели)
- booking.com (отели, хостелы, апартаменты)
- airbnb.com (квартиры)
3. Экскурсовода в том или ином городе ищите на сайтах местного русскоговорящего населения.
4. Медстраховку купите в офисе страховой. Некоторые компании оформляют полисы через Интернет.
5. Купив авиабилеты и страховку и забронировав отель, вы сможете оформить визу. Список необходимых документов ищите на сайте визового центра выбранной страны.
О том, какие документы нужны, чтобы вывезти ребенка за границу — в памятке АиФ.ru>>
Что делать?
Туристы, уже купившие путёвку, бесправны. Они не могут даже позвонить в отель или авиакомпанию, чтобы узнать, оплачено ли их проживание и билеты, объяснила нам руководитель правовой службы Ассоциации туроператоров России Надежда Ефремова. Туркомпании выкупают места блоками, фамилии туристов могут отослать в гостиницу или авиакомпанию перед вылетом. Страховка от невылета не спасает - она работает только в случае болезни застрахованного или при отказе в визе, но не при банкротстве турфирмы. Создать механизмы защиты потребителя должно государство. Предлагается ввести обязательное лицензирование турфирм. Это хорошая идея, считают в обществе прав потребителя, но даже имеющие лицензию компании нужно постоянно проверять. Их отчётность должна быть прозрачной, чтобы любой мог зайти на сайт компании и посмотреть, какие долги за ней имеются и как она их погашает. На страховом рынке необходимы новые продукты, защищающие именно в случае банкротства турфирмы.