Мексиканская «баня». Как испытывают катарсис в индейском темаскале?

Об этом «АиФ» рассказал известный путешественник, геолог и специалист по биолокации Валерий СОЧЕВАНОВ. В «столице колдунов» - городе Катемако в горах Мексики и других экзотических местах этой латиноамериканской страны он общался с представителями магических индейских культов. А некоторые древние обряды испробовал на себе.

   
   

Веником по иконе

Из столицы страны Мехико до небольшого патриархального городка Катемако нужно ехать почти сутки вдоль побережья Мексиканского залива - правда, по недорогому и удобному скоростному шоссе. После портового города Веракрус дорога сворачивает в горы. Там, в озере с тем же названием бедный рыбак однажды нашёл икону Вирхен дель Кармен (одно из имён Девы Марии). В центре города - церковь Иглесия дель Кармен с двумя одинаковыми колокольнями. Внутри ротонда, в ней - та самая икона.

Как поклоняются ей католики? Перед входом в церковь стоят индейцы-брухо (то есть колдуны и знахари) и держат в руках пучки «колдовских» трав. Одеты они обыкновенно: белая рубаха, белые штаны - и босиком. Прежде чем зайти в храм, верующие покупают у брухо по пучку травы за 5 долларов (50 песо). Заходят с этим пучком в церковь и встают в длинную очередь к иконе. А когда подходит их очередь, берут этот «веник» и стегают им Мадонну, закрытую стеклом. А потом - себя самих, перенося таким образом на свою личность и силу брухо, и силу иконы. А затем удовлетворённые расходятся по домам.

Неподалёку от города в девственной сельве обустроен природный парк Нансийяга, где есть зоопарк, острова с птицами и обезьянами, а также целебный источник, где для туристов организуются омовения и грязевые процедуры. Но изюминка этих удалённых от цивилизации мест - церемония очищения души и тела - темаскаль. Обряд с таким названием сохранился там с тех времён, когда на берегах Катемако жили индейцы-ольмеки - предшественники майя. Темаскаль - традиционная индейская баня, в переводе «дом горячих камней». И в то же время гораздо больше, чем баня, - это и домашняя клиника, и место для медитации. Сюда приводили рожать женщин, здесь общались и освящали...

«А теперь кричите!»

Как это происходит сегодня? Обряд проводится, когда стемнеет. В нём участвуют 13 человек - священное число по местным понятиям. Кстати, число ступеней индейских пирамид тоже кратно 13 - 26, 39 и т. д. Со мной в одной компании - три русских туриста, два француза, остальные - местные индейцы. Мы идём по тропинке под звуки инструментов доколумбовой эпохи: барабанов, раковин улитки под названием «караколь» и флейт из бамбука. В начале церемонии «общаемся с космосом», по очереди поворачиваясь к сторонам света. Затем приходит черёд земных энергий.

На лужайке в сельве установлен большой камень, изображающий Солнце. Вокруг него - орбиты планет, тоже отмеченные камнями. Вдоль них в цепочку выстроились брухо. Мы проходим по «орбитам», а колдуны, будто русские попы с кадилом, обкуривают нас дымом из горшков, в которых тлеют «волшебные» травы. Рядом дровяная печь, где докрасна раскаляют большие камни. Сам темаскаль - полукруглое сооружение с маленьким входом, куда можно забраться только на четвереньках. Все рассаживаются по кругу. Брухо притаскивают на подносах багровые от жара камни и кладут их в центре. На их взгляд, это как бы модель Земли - горячее ядро и твёрдая оболочка.

Темаскаль действительно похож на парилку: душно, сидишь потеешь. Но основная цель - нравственные ощущения. Жрец, ведущий церемонию, предлагает: «Рассказывайте о себе по очереди». И люди начинают говорить о личном: от анкетных данных до иногда очень интимных подробностей. «А теперь, - объявляют колдуны, - кричите! Не всё о себе можно высказать словами. Как бы вы ни хотели, всё равно не сможете высказаться полностью. Иной раз и язык не повернётся…» И люди начинают кричать - в голос, каждый на свой лад. Выплёскиваются эмоции. Одна женщина, внешне благополучная дама, потом призналась мне: «Вы знаете, я выла как волчица…» Некоторые не выдерживают: например, другая женщина встала, закрыла лицо руками и быстро вышла…

   
   

Но у многих в самом деле происходит как бы катарсис - просветление души. Или просто её облегчение. А наши русские мужики перед обрядом спросили у меня: «Что такое темаскаль?» Я ответил: «Ну это типа бани». Они понимающе кивнули и прихватили с собой флягу с коньяком. Однако никто из них после «парилки» не выпил даже рюмки.

После обряда все под присмотром тех же брухо залезают в озерцо с минеральной водой и совершают омовение, как в христианской купели. Затем массаж, чай с эфирным маслом и обтирание свежим алоэ. И как будто бы никакого колдовства.

Хотя на самом деле чудес в округе хватает. Мистикой проникнута вся Мексика. Мексиканцы, как и индусы, свято верят в реинкарнацию - переселение душ. Поэтому для них ежегодно отмечаемый праздник мёртвых - весёлое действо. В этот трогательный день живые вспоминают предков, а умершие в свою очередь могут посетить свой дом и тех, кого покинули. А по всей стране устраиваются фейерверки и карнавалы...

Женщины же пекут особый вид сладкого хлеба под названием pan de muerto и выставляют его на улицах - для тех же покойников. Кое-где в такую краюшку запекают маленький череп из пластика: считается, что человеку, которому он попадётся, будет счастье…

У подножия так называемой пирамиды огня на Рождество устанавливают деревянный крест и распинают там живого человека - привязывают его за руки и ноги к перекладинам. Один известный мексиканский футболист, отвисев положенное время на таком кресте, совершенно изменил свою жизнь: прекратил гонять мяч и стал священником...

Сгущёнка для Кончиты

То есть ко всему связанному с потусторонним миром жители Мексики относятся как дети - очень доверчиво и натуралистично. Однажды во время экскурсии по окрестностям Катемако мы оказались в лагуне, окружённой мангровыми лесами. На берегу расположилась рыбацкая деревня. В местной таверне свежие лобстеры всего за одну десятую их обычной стоимости: 50 песо за штуку вместо пятисот в Мехико...

За нашей туристической группой увязалась девочка-индианка лет 10 по имени Кончита. Она, желая нам угодить, наперебой показывала местные достопримечательности. И вдруг посерьёзнела и предостерегла: «Следите за своими мужчинами!» - «А что такое?» - «У нас живёт колдунья, которая заколдовывает мужчин, и они потом не могут от неё отвязаться…» Позже мы обедали в таверне. Думаем - надо угостить девочку. Спрашиваем: «Что тебе взять?» Она задумалась… и мечтательно произнесла: «Банку сгущённого молока!»

В другой раз нас предупредили: «Не ходите в позднее время вон по той тропинке вдоль озера». - «Почему?» - «Говорят, что если пойдёшь по ней, то впереди появится женщина с очень красивой фигурой. Подойдёшь ближе, окликнешь: «Сеньора!» - она обернётся, а у неё… лошадиная морда! И тот, кто увидит её, теряет речь». «У нас, - говорят, - двое таких уже живут в деревне…»

А вообще мексиканцы очень гостеприимны: если вас пригласили на обед, то не отпустят, пока не накормят до отвала, а недоеденное завернут с собой. Пищу сдабривают огромным количеством острого соуса чили. В одной местной забегаловке типа шалаша с навесом из бамбука я попросил сделать мне яичницу - и этим поставил повара-мексиканца в тупик. Слово «яичница», переведённое на испанский, его озадачило. Он никак не мог понять, что я хочу, и только пожимал плечами: «Жарить яйца не принято».

Я пытался объяснить жестами, мол, всё просто: берёте яйцо, разбиваете его, выливаете на сковородку… Он кивнул и спустя полчаса принёс нечто немыслимое: бурое, вязкое, невероятно перченое и абсолютно несъедобное на вкус. Что он сделал на кухне с яйцами - так и осталось загадкой.

Смотрите также: