Фонтан спроса. Российские туристы готовы ездить на реки и озера вместо моря

Сезон отпусков стартовал, принеся с собой аншлаговый спрос даже на те внутренние направления, которые ранее не считались туристическими. Какие еще тенденции отмечается во внутреннем туризме, что происходит с ценами на поездки и куда готовы ездить россияне, в интервью aif.ru рассказала исполнительный директор Ассоциации Туроператоров (АТОР) Майя Ломидзе в кулуарах Петербургского международного экономического форума.    
   

Aif.ru: — В 2023 году спрос на внутренний туризм поставил исторический рекорд — вырос на 20%. Этот год, по прогнозам экспертов, тоже обещает быть рекордным. Почему такой всплеск?

Майя Ломидзе: — Внутренний рынок рос всегда, независимо от того, что происходило. Динамика могла быть разной. И в допандемийный период, и в 2019-м, рекордном, и 20018-м, и 2002-м, в 2007-м — назовите любой год, и внутри страны всегда отдыхало в полтора-два раза больше людей, чем выезжало за границу. Сейчас просто этот разрыв стал больше.

— А в России за последние два-три года, какие направления особенно откровенно развились и куда люди стали больше ездить?

— Я, наверное, не смогу назвать ни один регион, куда не ездят туристы, за исключением, по понятным причинам, некоторых приграничных. Поэтому туризм сейчас развивается практически во всех регионах. Более того, в некоторых регионах побиты совершенно невероятные рекорды по количеству туристов, кое-где наблюдается нехватка мест. Это, например, Ставропольский край. Он никогда не был отстающим, это всегда было популярное туристическое направление, но, чтобы в июне могло не хватить качественных мест размещения, — такого история российского туризма не припомнит.

Я уж не говорю про Дагестан, который за последние несколько лет буквально, что называется, порвал всех. Динамика плюс 60-70-90% год к году. Это в общем не достижимые темпы, там тоже есть нехватка мест. Эти регионы нельзя назвать новыми, они были, туда всегда ездили туристы, но тот рост спроса, который мы наблюдаем, он не снижается, несмотря на цену, несмотря на нехватку тех же самых мест. Мы за последние три года конкретно на примере этих двух регионов видим, что спрос не снижается. Другой вопрос, что турист начинает открывать для себя те регионы, которые были рядышком, но не воспринимались как туристическое направление.

   
   

— Например, какие это локации?

— Сибирь и Уральский федеральный округ. Новосибирск активно поехал в Челябинск, есть такая история. Алтай, опять же, всегда был хитом продаж в Сибирском федеральном округе и соответственно Урал поехал активно в Тюмень. В общем, и не только Урал. Тюмень можно назвать прорывом последних нескольких лет, потому что этот регион вообще никогда не воспринимался как туристическипопулярное направление, и из-за того, что люди стали выезжать активнее в соседние регионы, в июле и августе практически везде наблюдается аншлаг, настоящий пик сезона, чего в предыдущие годы могло и не быть.

То есть все зависит от конъюнктуры, погоды, цен и так далее. Сейчас в июле-августе практически просто все закуплено. В связи с этим та стратегия, которую принял регулятор, а именно создание новых объектов размещения, пускай это некапитальные, пускай это модульные, казалось бы, не очень комфортабельные объекты, тем не менее, это очень востребованная история. По крайней мере то, что я видела, что возводится на субсидии и программы Министерства экономического развития, это не курятники, не какие-то хибарки, в которые стыдно поселиться. Непонятно, сколько это продержится, какой будет амортизация, как выдержат эти объекты два-три насыщенных сезона, но сейчас это прямо действительно спасение.

— А вот Рослесинфорг решил строить трехэтажные деревянные отели в лесу. Какие проекты сейчас есть, они реализуются?

— Я не видела пока реализованных проектов, но в целом концепция тоже правильная, потому что, когда людям хочется чего-то новенького, пускай в том же регионе, где они уже были много раз, не исключено, что они желают, чтобы это новенькое было где-то близко с природой, но при этом комфортное. С одной стороны, ты на природе, а с другой стороны очень не хочется, чтобы удобства были где-то во дворе. И, в общем, туалеты прямого падения или гравитационные, как их называют в некоторых регионах, не пользуется такой популярностью. Некоторые организации говорят, что это изюминка, что это такая фишка, и нашим туристам это нужно. Нет, не нужно. Нашим туристам сейчас нужен комфорт, и они готовы за него заплатить.

— Что еще, кроме комфорта, нужно нашему туристу?

— Водоемы. Море, безусловно, основной мотиватор летом, но у нас их пять, и этого недостаточно для такой большой страны. Поэтому, в целом, туристы готовы выезжать и к озерам, и к прудам, и к большим рекам. Поэтому Волга, Лена, Ангара, когда её почистят, Байкал, естественно. Это могут быть любые водоемы в Московской области, в Ленинградской области, в Свердловске. Это хороший повод для туристов, чтобы поехать. А если там есть еще комфортные объекты размещения — вот и удовлетворение второго условия. И третье — чтоб там было, чем заняться, что посмотреть, потому что, конечно, выезд на турбазу с тремя ящиками пива и сопутствующими, так сказать, атрибутами — это тоже никуда не девается, но, если говорить все-таки о каком-то платежеспособном массовом туристе, предпочтения немного поменялись.

— А всякие экзотические Курильские острова, там не знаю, Никольский полуостров, вот такие направления как себя чувствуют?

— Шантарские острова, Курилы, Никольский — они немножко в другой нише, я бы сказала. Это чистая экзотика, но в принципе по самому названию понятно, что экзотическое направление не может быть массовым, оно не емкое, оно не может принимать большое количество туристов, и это дорогие направления. То, что спрос на них высокий — это факт, но просто этот высокий спрос исчисляется, может быть, тысячами человек, но никак не миллионами, как в Краснодарском крае и Дагестане.

— Новая Анапа и новый курорт на Каспии, который строят. Насколько это нужно и своевременные, как и что там будет? Чего ждать?

— Что там будет — давайте посмотрим. Пока это все на уровне стройки и проекта выглядит очень симпатично. А нужно это было, что называется, вчера — и на Каспии, и в Анапе.

— А где еще нужно вчера?

— В Ставропольском крае тоже не хватает объектов размещения. Везде: в Московской области, в Краснодарском крае, в Ленинградской области, на Алтае, в Тверской, в Калужской, даже в Смоленской, в Карелии, в Архангельской области, в Мурманске — во всех перечисленных регионах, на Камчатке, на Сахалине, везде не хватает дорогих средств размещения и средств размещения, которые работают по системе «все включено».

Конечно, не на Камчатке, но условно в том же Краснодарском или Ставропольском краях система «все включено» по спросу в разы превышает имеющиеся предложения. Дорогих объектов очень не хватает, потому что они разлетаются как горячие пирожки, их бронируют в первую очередь. Это острая история. Бюджетного туристического класса тоже не хватает, но этот спрос он так или иначе удовлетворяется вот тем самым некапитальным строением, модульными гостиницами.

— А как изменилась цена отдыха, сколько стоит в этом году?

— В зависимости от региона. Мы выводили среднюю динамику роста цен. Безусловно, цены выросли везде, и если в Крыму они в среднем выросли на 5%, то в Московской области — на 20%, а в Краснодарском крае где-то на 17-18%. Рост цен обусловлен не только ростом себестоимости, комплектующих, энергоносителей и так далее, он еще во многом обусловлен конъюнктурой спроса. Чем выше спрос на определенные региональные курорты, тем выше динамика.

— А что насчет экскурсионного отдыха?

— «Экскурсионка» тоже подорожала, но не за счет того, что спрос как-то резко вырос, а из-за того, что происходит с транспортом. Практически все экскурсионные туры, так или иначе, это автобусные туры, то есть основная перевозка осуществляется на автобусах. И нет региона, в котором автобусная перевозка не выросла бы в цене по сравнению с прошлым годом на 30 или 50%, а в некоторых случаях — на все 70-80%. И, безусловно, это влияет на стоимость экскурсионных туров. Поэтому здесь нет такого роста спроса, как мы видим на пляже, здесь динамика чуть меньше именно потому, что цены выросли очень сильно.

— На фоне спроса «на воду», интерес к речным круизам тоже фонтанирует?

— Речные круизы тоже фонтанируют, хотя там тоже цены выросли где-то на 25%. Но тут все неравномерно, зависит от заезда. Условно говоря, июль-август хорошо продается, июнь — слабенько. Хорошо продается первая половина сентября, как ни странно.

— Теплоходов хватает?

— Вполне. На имеющийся спрос теплоходов хватает.

— Понятно. И финальный вопрос: пять вариантов идеального путешествия, которые рекомендуют АТОР для всех?

— Это самый сложный вопрос. Кому-то курочка, кому-то — свиной хрящик. Те, кто любит городской туризм, отдыхают в Москве, Санкт-Петербурге — это просто хиты, потому что Москва действительно стала городом-курортом, а Санкт-Петербург — это неисчерпаемая локация для городской охоты. Это город, в который можно приехать 150 раз, причем за один сезон, и у тебя все равно останется, что посмотреть. Но получается, что я обидела, например, замечательный город Тамбов, где можно просто погулять, прекрасный город Псков, где можно замечательно провести выходные и их тоже не хватит. Или Петрозаводск. Как сказать, какой лучший вариант городского отдыха?

Пляжный отдых. В Краснодарском крае всего полным-полно, в Приморье прекрасно ехать в начале июля, когда еще не наступил пик сезона, и это будет незабываемый пляжный отдых. Или на Сахалин, а оттуда отправиться на Курилы. Вот это получится одновременно пляжный, экзотический, приключенческий и активный отдых, потому что все эти элементы будут присутствовать.

Гастрономический отдых? У нас нет региона, где нет элемента гастронома. Просто где-то турист вынужден его отыскивать и откапывать каким-то образом, а где-то он прям на поверхности — в той же Тюмени с тюменской наливкой с соответствующей закуской, подготовленной. В том же Дагестане и вообще в любой республике Северного Кавказа. Или, опять же, я скажу про Санкт-Петербург — это, безусловно, еще и гастрономическая столица. Хотя Казань застолбила за собой этот высокий статус и не назвать Казань тоже не получается. В общем, как ни крути назвать просто пять вариантов идеального отдыха не получается никак.