С началом скачков курса рубля стало абсолютно очевидно, что туристический рынок ждут большие изменения, причём не самые радужные, ведь возможности путешествовать у наших туристов значительно сократились. Теракты, произошедшие в Тунисе и Турции этим летом, также повлияли на предпочтения россиян. А в сентябре всех нас ожидает такое нововведение, как биометрические шенгенские визы. Как все эти факторы отразятся на туррынке в целом, АиФ.ru рассказала исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.
Биометрические визы
Наталья Кожина, АиФ.ru: Майя Арчиловна, как именно изменятся правила получения шенгенских виз с сентября?
Биометрия будет сдаваться один раз за 59 месяцев. Например, если турист подал биометрию для поездки в Грецию, а во второй раз он хочет поехать в Испанию, то ему не придётся ничего сдавать повторно, поскольку создаётся общая база данных для всех шенгенских стран.
По имеющейся на данный момент информации, биометрические параметры необходимо будет сдавать только для краткосрочных виз, для тех, кто едет по приглашению, на работу, по культурному обмену и т. д., они не понадобятся. Также отпечатки пальцев не нужно сдавать детям до 12 лет.
— Некоторые эксперты связывают введение биометрии с непростой внешнеполитической ситуацией, с напряжённостью, которая есть между РФ и Европой. На ваш взгляд, подобная взаимосвязь действительно существует?
— Нет. Введение биометрии было определено межгосударственными соглашениями между Россией и странами Европы ещё в 2011 году. Тогда же было решено, что в 2015 будет введён новый порядок оформления европейских виз. Как вы помните, четыре года тому назад внешнеполитическая ситуация была абсолютно иной, не было никаких санкций. Дело не в обстановке в мире, а в том, что для России была сделана беспрецедентно длинная отсрочка.
— Как введение биометрических виз отразится на спросе российских туристов на шенгенские страны?
— На данный момент Россия — 17-я страна, где вводятся биометрические визы. Тем не менее существует очень много вопросов о порядке выдачи, оформления, подачи документов. Да, мы 17-я страна, но при этом мы самая большая страна, и опыт предыдущих держав не очень применим по отношению к России. Предполагаю, что после 14 сентября, конечно, будет некоторое снижение спроса, поскольку на многие вопросы люди не смогут получить своевременные ответы — это первое. А второе — туристам придётся лично ехать в визовые центры и сдавать отпечатки пальцев, не каждый может себе это позволить, это не так доступно, как кажется.
— Вы можете хотя бы примерно прогнозировать, насколько именно снизится спрос?
— 2015 год — совершенно особенный. Невозможно делать какие бы то ни было прогнозы больше, чем на три месяца. Я хочу заметить, что, даже если бы мы не говорили о введении биометрии с сентября, очевидно, что в связи с экономической ситуацией в стране спрос на туристические услуги, скорее всего, снизился бы. В первую очередь, мы говорим о выездном туризме, потому что сейчас нам опять предрекают очередное падение рубля, и если это действительно произойдёт, то, безусловно, отразится на туристических поездках за границу. Но я не могу сказать, сколько именно людей никуда не поедет по причине того, что ко всем многочисленным документам на визу надо будет сдавать ещё и отпечатки пальцев.
— Ведение новых параметров как-то отразится на стоимости визы?
— Я видела статью в одном издании, где говорилось, что после введения биометрии визы подорожают и получить их будет сложнее. Но стоимость визы определена межгосударственными соглашениями, она не может быть изменена в одностороннем порядке. На данный момент в связи с введением биометрии ни одно консульство не подтверждает информацию о том, что стоимость визового сбора будет изменена. Визовые центры тоже не дают такой информации. Всем понятно, что введение биометрических виз в данный период времени приведёт только к дальнейшему снижению спроса, чего не хочется ни одной европейской стране. На этом фоне я предполагаю, что вряд ли повышение цен всё же состоится.
Ситуация на рынке
— Какие итоги вы можете подвести в целом по рынку за последние шесть месяцев?
— Сезон оказался прогнозируемо непростым, спрос был волнообразным (то взлёт, то опять снижение) практически на всех направлениях. Конечно, есть страны, которые особенно пострадали, например Тунис. Изначально спрос там был неплохой, но после теракта произошло падение практически в два раза, правда, сейчас туроператоры говорят, что поток туристов стал быстро восстанавливаться. Это связано с серьёзным снижением цен на данном направлении.
Хорошая новость: самые негативные прогнозы в этом сезоне не сбылись, люди поехали отдыхать за границу. Хотя, конечно, по объективным финансовым причинам их стало меньше, чем в предыдущие годы. Среднее снижение по рынку составляет порядка 25–35%. Понятно, что есть страны, которые выбиваются из этих показателей. Например, в Египте снижение турпотока произошло на 10–15%, в Хорватии — больше 50%. При этом Кипр продаётся примерно на уровне 2014 года, Болгария и Турция — минус 20%. Зато растёт внутренний туризм.
— Турция «упала» из-за теракта?
— Нет. То, что произошло в Турции, не имеет никакого отношения к курортным зонам. Взрыв произошёл в другом конце страны, куда не забредают даже наши самые любознательные и активные туристы. Нет ни аннуляций туров, ни желающих вернуться досрочно, как нет и снижения бронирования. Теракт в Турции никакого отрицательного влияния на туристический спрос не оказал.
— А с Грецией как обстоят дела?
— Как только там начались какие-то волнения, торг и консультации с Евросоюзом по поводу кредитов, спрос на российском рынке стал расти. Цены там стабильные, они не повысились и не понизились, как многие ожидали. Наши туристы активно посещают эту страну и ни на что не жалуются. Забастовок и митингов они не видят, потому что основные популярные летние направления — островная Греция, там намного спокойнее, чем в Афинах. Качество обслуживания осталось на прежнем уровне. То, что Греция «бурлит», — это важно для самих греков и для всей остальной Европы, но иностранные туристы ничего этого не чувствуют.
Внутренний туризм
— Вы сказали о росте внутреннего туризма, в чём его причина?
— Одна из причин расцвета внутреннего туризма в этом году — то, что он не так подорожал, как зарубежные поездки. Кроме того, обострилась конкуренция среди туроператоров на внутреннем рынке, поэтому появились новые продукты. Что касается цен, то они стали беспрецедентно низкими. Стоимость размещения в апарт-отелях за сутки стартует от 59 рублей. Что такое 59 рублей в наше время? Это чуть дороже буханки хлеба! Аналогичное размещение в 2014 году стоило бы порядка 800 рублей на человека (без питания). Также были организованы чартеры в Крым впервые за всю современную историю туристических поездок на полуостров.
Чартеры и беспрецедентные условия со стороны объектов размещения позволили в целом серьёзно удешевить внутренний продукт. Тем не менее, как только мы не говорим об экономичном туре, а переходим в средний ценовой сегмент, разница между зарубежной поездкой и внутренней уже не такая существенная. Она будет составлять всего порядка 5000–7000 рублей на человека.
— Иностранцы тоже заинтересовались Россией?
— Да, сработала наша экономическая ситуация. Россия подешевела в связи с падением рубля, это дало определённый результат в сегменте въездного туризма. А ещё появилось любопытство, иностранцам интересно посмотреть, что из себя представляет наша страна, какие у нас традиции. Ведь о России в последнее время говорят, как о большом, грозном медведе.
— Мы с вами уже вскользь коснулись темы Крыма, ходили слухи, что те россияне, которые поедут на полуостров, автоматически будут лишаться шенгенской визы, что можете сказать по этому поводу?
— Крым считается территорией России, туда ездят по внутреннему российскому паспорту, где не ставятся никакие отметки. В свою очередь, авиакомпании не предоставляют списки пассажиров в какие бы то ни было международные службы. То есть теоретическая возможность узнать, что человек побывал в Крыму, — мизерная. Но дело даже не в этом. Если мы сейчас пофантазируем и допустим, что у Европы столько денег, что она приставила жучки всем российским гражданам, чтобы точно знать, кто был в Крыму, нельзя списывать со счетов тот факт, что та же самая Европа всерьёз озабочена снижением потока туристов из России. Зачем ей вводить дополнительные искусственные ограничения? Непонятно. Я не знаю, кто запустил эту «прекрасную» утку. Никаких проблем у обычных отдыхающих, отправившихся в Крым, при получении европейских виз не будет.