Дорогой длинною. С какими проблемами может столкнуться автотурист в России

Выступая 28 июня на совещании по развитию туризма, президент РФ Владимир Путин потребовал быстрее разрабатывать стратегию развития автотуризма в нашей стране и создать для этого всю необходимую инфраструктуру. «...В том числе прошу ускорить разработку концепции развития автомобильного туризма. Для многих людей это самый удобный, комфортный вид путешествий. Нужно расширять всю соответствующую дорожную инфраструктуру, сервисные услуги», — сказал глава государства.

   
   

Перспективное направление

Период летних отпусков уже наступил, и все больше россиян, не дожидаясь разработки государственной концепции, уже сейчас отправляются в путь по необъятным российским просторам на собственном автомобиле. «С 2020 года растет количество автотуристов, предпочитающих отдых в регионах России, — говорит к. э. н., доцент кафедры гостиничного и туристического менеджмента РЭУ им. Г. В. Плеханова Елена Никольская. — Центрами автомобильного туризма в нашей стране являются почти все субъекты РФ, входящие в центральный федеральный округ, а также Санкт-Петербург и Ленинградская область, Ставропольский, Пермский, Краснодарский края, Ростовская, Астраханская, Нижегородская, Самарская Свердловская и Челябинская области и республика Башкортостан. В последнее время становятся популярными поездки в Карелию, Мурманскую область и Алтайский край».

По оценке Росстата, путешествуют на автомобилях 20 млн россиян, а российский союз туриндустрии (РСТ) оценивает потенциал этой категории туристов в 42 млн человек. Путешествие на машине по России имеет много неоспоримых преимуществ — не нужно оформлять визы, а маршрут и время можно выбрать самостоятельно, руководствуясь лишь собственными предпочтениями и не подстраиваясь под расписание общественного транспорта. И уж, конечно, живописными пейзажами лучше любоваться из окна своего автомобиля.

Кроме удобства, осваивать страну на собственной машине еще и выгодно. «На отпуск на колесах турист тратит примерно на 35% меньше по сравнению с другими видами транспорта, — подсчитала руководитель департамента туризма и гостиничного бизнеса финансового университета при правительстве РФ Татьяна Розанова. — Даже расходы, связанные с платными дорогами, по сравнению со стоимостью железнодорожных или авиабилетов совсем невелики, особенно если в автомобиле путешествует компания из 3-4 человек или семья с детьми».

Все это делает автотуризм чрезвычайно перспективным. «Наша страна имеет большой потенциал в области развития автомобильного туризма, — подтверждает Елена Никольская. — Общая протяженность российских дорог составляет 930,4 тыс. км. По данному показателю мы превосходим практически все европейские страны, кроме Франции, и занимаем 7-е место во всем мире. Автотуризм в России продолжит набирать популярность в будущем, к 2035 году число путешествующих на автомобилях по стране может вырасти в 2,5 раза. Планируется увеличить туристические внутренние поездки до 103 млн, а рост въездных туристов на иностранных автомобилях до 4 млн».

Тормозная система

Но энтузиазм моторизованных туристов может разбиться о суровость российских реалий. «Вся инфраструктура автотуризма в России недостаточно развита, — категорична Татьяна Розанова. — Это „узкое горлышко“, сдерживающее рост этого очень перспективного направления. Не хватает придорожных отелей, мотелей, точек питания и отдыха, и чем дальше от Москвы и городов-миллионников, тем ситуация только хуже. Также остаются серьезной проблемой дороги, к некоторым достопримечательностям физически трудно подъехать».

Несмотря на заметные усилия властей, дороги остаются вечной проблемой. «Анализ удовлетворенности отдыхом автотуристов показал, — приводит цифры Елена Никольская. — Что низкое качество дорожного покрытия (неровности, трещины, ямы и колеи) отмечают подавляющее большинство путешественников — 81% из всех, отправившихся в путь. Также 61% пожаловались на плохое освещение на трассе или его полное отсутствие, бесконечные ремонтные работы изматывали 55%, низкая скорость передвижения, отсутствие дорожной разметки, ограждений отметили 45%. Наихудшее качество дорог в Дальневосточном федеральном округе, эти территории наименее всего приспособлены к автотуризму».

   
   

Но не только плохие дороги могут испортить настроение автотуристам. Например, мы уже не представляем своей жизни без всемирной паутины, но «низкое качество или полное отсутствие мобильной связи и интернета на многих участках пути отметили 72% путешествующих на автомобиле», — сокрушается Елена Никольская. А остаться вдали от цивилизации без связи и работающего навигатора как минимум некомфортно, а иногда и опасно.

Другим препятствием может стать безобидное с виду размещение на ночлег, ведь на долю придорожных мотелей и кемпингов приходится всего 3,4% в структуре гостиничного рынка страны. «Недостаток гостиниц в регионах России волнует 37% путешественников, — подтверждает Елена Никольская. — При этом 59% из тех, кто все же нашел место для отдыха, заявили о завышенной стоимости проживания в придорожных отелях».

Решение у этой проблемы уже есть. «Сейчас появилась система модульного быстровозводимого строительства кемпингов, — сообщает Татьяна Розанова. — Эта технология в будущем позволит насытить рынок недорогими пунктами краткосрочного размещения автотуристов, но для этого нужно время».

Пока же не хватает буквально всего. «Примерно 35% от рискнувших отправиться в отпуск на собственном авто столкнулись с отсутствием медицинской помощи, — перечисляет Елена Никольская. — А 28% заявили о недостаточном количестве заправочных станций в пути следования. Также россиян смущает чрезмерное внимание со стороны сотрудников ДПС — избыточно частые остановки для проверки документов и состояния автомобиля отметили 27%».

Торговля и общепит тоже большим разнообразием не порадуют. «Отсутствие или недостаточное количество магазинов выделили 31% автотуристов, кафе и ресторанов — 25%», — добавляет Елена Никольская.

Как следствие — почти все автотуристы, опасаясь многочисленных преград, не выезжают дальше 400 км от дома, такую цифру вывел Росстат.

Как наладить

В России нет единой стратегии развития автотуризма, у нас нет законодательно закрепленных понятий «караванинг», «кемпинг», «туризм автомобильный» или «туризм мотоциклетный». Начинать исправлять ситуацию нужно, по мнению Татьяны Розановой, с создания нормативной базы. «Автотуризм популярен в нашей стране, но к его развитию нужно подходить системно, — объясняет эксперт. — Во многих зарубежных странах автотуризм имеет серьезную законодательную основу, а у нас ранее вносили в Госдуму соответствующий законопроект, но его отправили на доработку, и сейчас нет даже готового проекта этого документа. А без него о комплексном развитии автотуризма, к сожалению, говорить не приходится. Только системный подход с координирующей ролью государства позволит ликвидировать узкие места».

«Одно только строительство многофункциональных зон дорожного сервиса на трассах до туристических объектов позволит увеличить на 5% долю автотуристов и путешествующих на автобусах», — добавляет Елена Никольская.

Остается надеяться, что чиновники выполнят распоряжение президента и в ускоренном порядке разработают необходимую концепцию развития автотуризма, а пока всем, выезжающим на большую дорогу, желательно предварительно «провести техосмотр транспортного средства, — советует Елена Никольская. — А также, во избежание возможных неприятностей, взять с собой продукты, инструменты, запасное колесо и пополнить аптечку».