Отпуск «с перчинкой». Как не стать жертвой банкротства туркомпании

Они «забывали» клиентов в Болгарии и Хорватии, Египте и Италии. А в понедельник о приостановке деятельности из-за финпроблем заявила крупная сеть Global Club. Как застраховать себя от подобной ситуации?

   
   

Обанкротиться может любой участник рынка (см. инфо­графику). Однако неприятности с отелями и авиаперевозчиками случаются реже, чем с агентствами и операторами. Поэтому один из выходов - организовать отдых самостоятельно. В этом случае вы сможете выбрать авиакомпанию, напрямую забронировать понравившийся отель через Интернет. Этих броней достаточно для получения визы.

На данный момент в реестре Ростуризма находится почти 5 тыс. компаний - их ответст­венность застрахована. Когда в 2006 г. отменяли лицензирование на данном рынке, нас уверяли, что попадание в этот реестр будет достаточной гарантией надёжности фирмы. Увы, практика показала, что это не так: все обанкротившиеся за последние годы фирмы значились в реестре. «У нас нет механизма, позволяющего оценить надёжность компании, - пояснила «AиФ» Ирина Щеголькова, руководитель пресс-службы Ростуризма. - В реестре перечисление основано на сумме фингарантий. Это просто перечень, а не рейтинг». Подлинность страховок, похоже, тоже никто не проверяет: например, на момент банкрот­ства одного из операторов его страховка уже закончилась. «Но даже у правильно застрахованных компаний не хватает средств на выплаты всем пострадавшим, - замечает Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей.

Получается, есть много ведомств, которые констатируют неприятности, а проверяющего-то нет! Почему государство в лице Центробанка регулярно проводит проверки в коммерческих банках, а полномочия Ростуризма столь ограниченны? Что мешает выявить несколько параметров, определяющих надёжность фирмы, и проверять их? Ведь очевидно, что без госконтроля в этой области бизнесмены так и будут дурить туристов, намеренно банкротя одну компанию и создавая на её месте новые и новые «банкрот-туры».

 

Инфографика Яны Лайковой

На заметку

На что обращать внимание, выбирая турагентство и оператора?

1. Скидки. «Если вам предлагают тур с 50%-ной скидкой, дело нечисто, - говорит Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России. - Нормальная практика - уступить 5-10%, не больше». Объявлениям «Годовой шенген за 500 рублей!» верить нельзя - это обман.

   
   

2. Спецпредложения. Несколько недавно обанкротившихся турфирм накануне разорения активно торговали поездками через сайты скидочных купонов. Не стоит добавлять в цепочку этого лишнего посредника.

                                                               
Интернет-опрос
Как вы выбираете турфирму?

■ По рекомендациям -

63% (219 голосов)

■ Руководствуюсь ценой -

17% (57 голосов)

■ Изучаю рекламу -

17% (57 голосов)

■ Обращаюсь в первую

попавшуюся - 3% (12 голосов)

Всего голосов: 345

Опрос проводился на сайте WWW.AIF.RU

3. Цены по рынку. Выбрав тур в определённый отель, сравните цены на него же у других турагентств. Слишком дешёвые предложения должны насторожить, как и слишком дорогие.

4. Реестр туроператоров. На сайте reestr.russiatourism.ru можно узнать, состоит ли в реестре компания, у которой вы планируете купить путёвку, а также на какую сумму застрахована её ответственность. Реестр обновляется еженедельно. В нём указано, в какой компании застраховано агентство и когда кончается срок страховки. Посмотрите, чтобы на момент окончания вашего путешествия страховой полис ещё действовал.

5. Репутация. Прочитайте отзывы клиентов о выбранной компании в Интернете. Если оператор или агентство имеет большое количество негативных откликов по существу (перенесли даты отдыха, не подходили к телефону в критической ситуации и др.), с ними лучше не связываться.

6. Советы профессионалов. «У одного агентства можно купить туры разных операторов, - говорит Нина Самсонова, заместитель гендиректора тур­агентства. - Попросите совета у менеджера, он ежедневно видит работу разных операторов и их отношение к клиентам».

Кстати

Что делать, если накануне или во время отдыха компания остановила деятельность?

■ Сохраняйте все чеки, если приходится самостоятельно оплачивать то, за что уже было заплачено агентству: перелёт, проживание в отеле, трансфер, питание и др.

■ Если по вине компании вы проводите в стране лишнее время, оплачивая еду и проживание, чеки тоже нужно сохранить.

■ «Вернувшись домой, как можно быстрее обращайтесь за страховым возмещением, - говорит Д. Янин. - Те, кто затягивает, могут не получить ничего». Для получения необходимо заявление, договор с агентством (к нему должен быть приложен чек, подтверждающий оплату) и российский паспорт.

■ Заявление можно подать в страховую компанию или в агентство-банкрот (если оно ведёт себя по закону, то сотрудники трудятся до урегулирования проблемных случаев, и только потом фирма ликвидируется). Надёжнее подать заявление напрямую страхователю.

■ Если у вас была просрочена виза по вине туркомпании, которая не смогла вовремя вывезти клиентов домой, требуйте у агентства или страховщика документальное подтверждение этого. Сохраните его - при следующей подаче документов на визу вам нужно будет доказать, что вы нарушили правила не по своей вине.

Смотрите также: