РОЦИТ ставит своей задачей популяризцию и развитие Интернета в России. Центр занимается организацией конференций с участием экспертов всех уровней с тем, чтобы те выработали наиболее эффективные сценарии взаимодействия общества с Сетью. АиФ.ru поговорил с новым директором РОЦИТ, чтобы выяснить, каким он видит будущее российского интернета и свои задачи.
Дмитрий Захарченко, «АиФ.ru»: Изменится ли каким-то образом общий вектор развития Центра с приходом нового директора?
Сергей Гребенников: Да, конечно. В последнее время РОЦИТ был сконцентрирован на ряде тем, которые являются очень важными для интернет-индустрии, но при этом не отражали весь спектр задач, ради которого была создана организация. Центр существует с 1996 года и за это время успел многого достичь. В своё время были организованы сотни конференций по всей России, посвящённые популяризации и развитию интернета.
— Какие основные цели ставит себе РОЦИТ на будущее вообще и, в частности, на 2015 год?
— Основные задачи, которые будет решать организация, — это защита интересов пользователей Рунета, образование, дополнительное образование и повышение профессиональных навыков и медиаграмотности (интернет-грамотности) у них и специалистов. Также РОЦИТ будет решать задачи по уменьшению цифрового разрыва, проводить cоциологические опросы и исследования, вовлекать интернет-пользователей в законодательные инициативы, а также исполнять функции профессионального союза интернет-специалистов, работать над вопросами информационной безопасности и электронной демократии.
Что же касается плана работ на 2015 год, то в первую очередь РОЦИТ приступит к достижению договорённостей о сотрудничестве с профильными отраслевыми организациями, к участию и поддержке отраслевых конференций и мероприятий, также будет участвовать в профильных советах и комитетах при органах государственной власти по роду деятельности организации. Кроме того, организация намерена провести собственные мероприятия, cоздавать и распространять информационные материалы по медиаграмотности и пользовательской безопасности.
— Каково нынешнее положение российского сегмента интернета? Какие проблемы Рунета вы считаете наиболее актуальными сейчас и как вы планируете их решать?
— В этом году Рунету исполнилось 20 лет. За это время он добился лидирующих позиций в международных рейтингах по всем измеримым критериям и показателям: количество и активность пользователей (первое место в Европе), объёмы генерации и потребления русскоязычного контента (второе-третье места в мире), количество и разнообразие национальных доменов (первые позиции как домена .RU — около 5 млн, так и домена .РФ — более 800 тыс.), темпы роста интернет-экономики (30 % в год в среднем по всем рынкам, и до 100 % в год по некоторым молодым рынкам) и её вклад в ВВП страны (уже около 2 % в сумме по интернет-рынкам и около 10 %, если смотреть на всю экосистему интернет-зависимых рынков) и т. д. (экономикарунета.рф).
Также Рунет за годы своего существования доказал, что в России могут не просто появляться собственные (отечественные) проекты, но они ещё и удерживают лидерство во всех сегментах: поиск, почта, электронная коммерция, социальные сети, геосервисы в Рунете и т. д. Во всех этих областях процент рынка, занимаемого российскими проектами и решениями, составляет более 50 % (а где-то и 80–90 %).
— Что такое медиаграмотность и какими методами можно повысить уровень такой грамотности?
— Все мы знаем правила дорожного движения — и тут неважно, водитель вы или пешеход, но идти на красный сигнал запрещено, а на зелёный — можно, но рекомендуется всё равно быть внимательным. То же самое и в интернете: мы должны приучить десятки миллионов пользователей Рунета осознавать, что интернет таит в себе как широчайшие возможности, так и опасности.
В 2015 году вместе с экспертами мы дадим чёткое определение понятию медиа-грамотности (интернет-грамотности), а также выработаем критерии, по которым это определение можно изменять.
— Что подразумевается под «уменьшением цифрового разрыва» и как планируется его достичь?
— Наша страна очень большая, и до сих пор существует цифровой разрыв, как по качеству услуг, так и по их стоимости. Неправильно, что цена на доступ в сеть в ряде регионов выше, чем в других.
— Планирует ли РОЦИТ какую-либо работу для более эффективной деятельности Рунета? Существует ли проблема недостаточного вовлечения в интернет людей старшего возраста?
— На сегодняшний день существует. Для людей старшего поколения существуют и успешно работают сразу несколько программ. Например, «Азбука Интернета» от Ростелеком.
— Какого рода интересы пользователей Рунета намеревается защитить РОЦИТ?
— С каждым годом всё больше услуг мы получаем через интернет. Среди таких услуг есть те, которые не затрагивают непосредственно личное пространство человека, но есть и те, которые непосредственно связаны с личной безопасностью гражданина: от совершения покупок в интернете до оформления документов через портал государственных услуг. То есть в сети существуют те же самые угрозы, что и в обычной жизни, но тут почему-то до пользователей проблема не доходит. Но теперь мы это поменяем.
— В каких случаях пользователям следует обратиться в РОЦИТ и какого рода проблемы Центр может помочь разрешить?
— На сайте РОЦИТа в скором времени появится горячая линия по любым проблемам, которые только могут встретиться пользователю. И, естественно, РОЦИТ — это живая организация, и мы будем реагировать на все запросы и меняться в зависимости от потребностей пользователей организации.
— В чём конечная цель работы Центра? Каким может быть российский интернет, когда все проблемы будут решены?
— Я уверен, что с развитием технологий и большим вовлечением пользователей в использование интернета задач у РОЦИТа будет только больше. Мы считаем, что РОЦИТ должен развиваться вместе с индустрей.
— Каким вы видите дальнейшее развитие сети? Как людям разных возрастов относиться к зарождающемуся «интернету вещей», возможности взаимодействовать с государством напрямую через сайты госуслуг?
— Интернет через три года будет обязательной услугой везде, пользователи не будут вообще осознавать, что в тот или иной момент находятся в сети или вне её. Интернетом будет пронизано всё.
— Есть ли проблема в том, что сегодня многие просто бояться доверять свои персональные данные интернет-сайтам, проводить оплату услуг и т. д.?
— Чем больше людей задумается о личной безопасности в сети, тем лучше. Если у вас дрогнула рука, когда вы вводили данные своей банковской карты в интернет-магазине, значит, вы понимаете, что к ним нужно относиться внимательно и не хранить в открытом доступе.
Как мы уже говорили, одна из важнейших задач — научить пользователей использовать возможности сети, но при этом не забывать о безопасности.