После затяжного единовластия в сегменте репортерских зеркальных камер компания Canon вновь оказалась в роли догоняющей. Вышедший в 2007 году Nikon D3 немного потеснил Canon, а выпущенные впоследствии D3X и D3S заставили компанию изрядно понервничать. Собственно, Canon EOS 1D MARK IV — не что иное, как смимметричный ответ на Nikon D3S.
Краткие технические характеристики Canon EOS 1D MARK IV:
Матрица/разрешение: APS-H CMOS (кроп-фактор 1.3), 16,1 Мп, 4896×3264 пикс.
Дисплей: TFT, 3,0", 920 000 пикс.
Чувствительность: 100–102 400 ISO
Объектив: сменный, байонет Canon EOS
Формат файлов: JPEG, RAW (14 бит) 1920 × 1080 (до 30 fps), 1280 × 720 (до 60 fps)
Память: карты SD/SDHC, CF
Размеры/вес: 156 × 156,6 × 80 мм/1180 г
Ориентировочная цена: 185 000 рублей
Визуально EOS 1D Mark IV почти не отличается от предшествующего 1D Mark III: такая же квадратная форма корпуса, те же материалы и идентичные элементы управления. Корпус выполнен из высокопрочного магниевого сплава, а все стыки надежно защищены резиновыми прокладками. Снимать четвертым «Марком» можно в любою погоду: и в дождь, и в снег. Не страшны ему и песчаные бури, встряски и низкие температуры. Исключительно выносливая рабочая лошадка. «Тушка», как водится, большая и тяжелая — ее масса без объектива и аккумулятора составляет почти 1,2 кг. С батареей — 1,4 кг. А вес камеры в паре с длиннофокусной светосильной оптикой может достигать трех, четырех и даже пяти килограммов. Это делает совершенно нецелесообраз- ным ее использование в любительских целях. С профессиональной же точки зрения габариты и вес камеры подобраны оптимально. У нее удобный хват, а все кнопки и скроллеры находятся в самых подходящих местах. Переход с EOS 1D Mark III или даже Mark II не потребует никакого привыкания, это очень важный момент для профи. Сравнивать эргономику новинки с Nikon D3s очень сложно. И там все прекрасно, и здесь замечательно. На мой взгляд, у Mark IV более удобное расположение кнопки спуска на батарейной ручке — это субъективно.
Если же говорить о функционале, то здесь улучшено почти все: матрица, скорость работы, экран, алгоритмы шумоподавления и так далее. Дисплей Canon EOS 1D Mark III был, наверное, самым слабым местом. Разрешение в 230 000 пикс. не позволяло в полной мере оценить качество фотографий без компьютера. Теперь же мы имеем совершенно бесподобный экран с антибликовым покрытием, высоким разрешением и максимальными углами обзора. С его помощью можно рассмотреть мельчайшие детали, оценить резкость и уровень шумов. Бракованные кадры можно со спокойной совестью удалить, не теряя лишнего времени на последующее копирование. Заметно возросла и скорость работы самой камеры. «Скорострельность» в режиме серийной съемки осталась на прежнем уровне — 10 fps, однако обработка фотографий возросла в разы. В Canon EOS 1D Mark III, напомним, использовалось два процессора DIGIC III, а в Mark IV мы имеем уже DIGIC IV, также в количестве двух штук. По скорострельности Nikon по-прежнему в лидерах, 11 кадров в секунду у D3s еще никому не удалось превзойти. Впрочем, разница между 10 и 11 fps не столь существенна.
Лучше всего превосходство нового процессора над старым заметно по автофокусу. Он в буквальном смысле молниеносный, камера успевает ловить проносящиеся мимо автомобили. Система использует 39 датчиков перекрестного типа (в два раза больше, чем в предыдущей модели), а общее число доступных точек фокусировки равно сорока пяти. Само собой, все эти преимущества будут заметны только при использовании оптики L-серии. Если таковой в вашем распоряжении нет или она не вписывается в бюджет — забудьте о Mark IV. Покупка этой модели без соответствующего парка объективов будет бессмысленным пижонством.
С выпуском D3s компания Nikon установила новую планку светочувствительности, предложив нам умопомрачительные 102 400 единиц ISO. Это так называемый ISO Boost, честный максимум составлял 12 800. Ровно то же самое удалось реализовать и в Canon EOS 1D Mark IV. Сравнительное тестирование показывает, что на значениях до 3200 картинка одинаково чистая на обеих камерах. Модель от Canon выигрывает за счет большего разрешения (16 мегапикселей против 13). Это дает больший простор для маневров, когда требуется вырезать отдельные фрагменты изображения, а также позволяет получать отпечатки большего формата. Однако уже на ISO 6400 Nikon D3s показывает более широкий динамический диапазон, а на максимальном значении дает более приятную картинку с более низким уровнем шума. Оба аппарата позволяют снимать без вспышки под покровом ночи, в обоих случаях качество хромает, однако это не далеко не самая высокая плата за саму возможность снимать в таких условиях.
В режиме видеосъемки флагманский Canon не оставляет Nikon’у никаких шансов. EOS 1D Mark IV снимает честное Full HD при 30 кадрах в секунду. Для Nikon D3s такое разрешение вообще недоступно. А в 1280×720 Canon выдает 60 fps, в то время как Nikon — лишь 24. При прочих равных качество видео выше у Mark IV, это видно невооруженным глазом.
Еще один показательный момент — время автономной работы. Как у Canon EOS 1D Mark IV, так и у Nikon D3s отсутствует встроенная вспышка, поэтому число кадров, которое можно снять на одной зарядке аккумулятора, зависит только от работы автофокуса и системы стабилизации, а также от активности использования экрана. Для модели от Canon заявлено 1500 кадров, для Nikon — 4200. В реальности Mark IV выдал около 1400 фотографий, а D3s — 3700. Несмотря на то что расчет Canon оказался ближе к реальности, разница все равно огромная.
Выводы
Судя по всему, извечный холивар Canon vs. Nikon в этом сезоне разгорится с новой силой. Обе камеры прекрасно себя проявляют в репортажной съемке. Выбор будет определяться, во-первых, парком оптики — если у вас большая коллекция L-объективов, преимущества D3s вряд ли стоят того, чтобы распродавать ее и переходить на другую систему. А во-вторых, основной целью, которую вы будете преследовать при покупке камеры. для съемки динамичных сцен лучше подойдет Canon — новая система автофокуса достойна максимальной оценки. Если же вам важнее качество картинки на экстремальных значениях ISO — тогда стоит смотреть на D3s. Наконец, если вы планируете использовать зеркалку для операторской работы — тогда однозначно Mark IV. Ну а целесообразность планового апгрейда EOS 1D Mark III очевидна.
Плюсы: быстрый и цепкий автофокус, непревзойденное качество видеосъемки, прекрасная эргономика, отличный экран и видоискатель.
Минусы: относительно скромное время автономной работы, сильные шумы на ISO выше 3200.
Источник: журнал Mobile Digital
Смотрите также:
- Фотоаппарат-амфибия: сводный тест камер для подводной съемки →
- Тест-драйв фотокамеры Olympus PEN E-PL2. Красота – это сила →
- Sony Alpha NEX-5: без зеркала, без забот →