Американский портал Yardbarker составил топ-25 величайших фигуристов всех времён. Представителям отечественной школы в рейтинге отдали 5 мест: Ирина Роднина, Артур Дмитриев, Евгений Плющенко, Евгения Медведева, а также пара — Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков.
Рейтинг наделал много шума в российском ледовом пространстве. «АиФ» задался вопросами: можно ли считать его объективным и кого из наших Yardbarker незаслуженно забыл?
Танцы на льду
— Лично я не представляю рейтинга «величайших» без Пахомовой и Горшкова. Именно благодаря им, на тот момент 5-кратным чемпионам мира, танцы на льду в 1976 г. включили в официальную программу Олимпийских игр. Великолепнейшая пара, сумевшая подвинуть британцев — законодателей моды в танцах. Скажу больше: за все те долгие годы, что я наблюдаю за фигурным катанием, Людмила, пожалуй, самая лучшая партнёрша. Что не отменяет достоинств Саши, в тандеме с которым она смогла раскрыть все свои качества.
В американском списке вы найдёте британских танцоров Джейн Торвилл и Кристофера Дина, канадцев Тессу Вертью и Скотта Моира... Но их победы случились уже после Пахомовой и Горшкова. При всём моём уважении к ним не думаю, что эти пары сделали для танцев на льду больше, чем олимпийские первооткрыватели. Ведь одно дело — войти в «распахнутые двери» и совсем другое — добиться своим талантом, своим катанием признания целой дисциплины фигурного катания. Вы и представить себе не можете, насколько это сложно. Включить не включить — там такие копья ломались в этом вопросе, такие битвы шли на самых высоких уровнях!
Парное катание
Я выделяю в нашем парном катании двоих. Номер один, конечно, Роднина, с которой я знаком, неприлично сказать, с 1975 г. Никто и близко не может сравниться с ней в том, что называется спортивным духом. Взять хотя бы один момент. Не секрет, что на разминках, тренировках Ире часто не давались прыжки. Но стоило ей выйти на лёд соревнований — и ни одной ошибки. Такая собранность, такая решительность, такая вера в свои силы! Она гениальна потому, что побеждала с двумя партнёрами — с Улановым и Зайцевым. И потому, что, несмотря на все трудности, которые были после рождения ребёнка, выиграла свою третью Олимпиаду (1980 г.).
Три олимпийских «золота» — этим могла похвастаться лишь фигуристка довоенной эпохи норвежка Соня Хени. Соня, впрочем, имела все шансы стать и 4-кратной. Сделать ей это было бы проще, чем сыграть роль в фильме, сделавшем Хени знаменитой («Серенада солнечной долины». — Ред.). Не случись войны, сумей она выступить на Олимпиаде-1940 — вот тогда абсолютным первым номером для меня была бы Соня. А так это Ирина Константиновна, кто бы как к ней сегодня ни относился.
А есть ещё и партнёр, который выиграл с двумя разными партнёршами, — Дмитриев. Причём, когда он брал олимпийское «золото» с Мишкутёнок (1992 г.), мне это было понятно — да, отличная пара. Но ведь Дмитриев умудрился победить ещё и с Казаковой (1998 г.), хотя там уже на пятки наступали Сихарулидзе и Бережная. К сожалению, у нас в стране его имя всегда звучало скромно. Может, оттого, что он сам исключительно скромный парень... Так вот, на мой взгляд, он заслужил почестей больше, чем кто-либо иной из поколения, что пришло после Родниной. И это очень справедливо, что люди вдали от нас не забыли Дмитриева.
Роднина и Дмитриев — это мой выбор. Все остальные пары с оговорками «но». Даже Белоусова и Протопопов, ставшие первыми олимпийскими чемпионами-фигуристами из СССР (1964 и 1968 гг.). Да, пионеры, да, фигуристы высочайшего уровня. Но третьей Олимпиады в их жизни не случилось, потому что пришла великая Роднина и бороться с ней не было шансов. Отдавать им особое место за то, что даже в возрасте за 70 они выступали в шоу и выходили на каток в швейцарской деревушке, где жили после побега из СССР? Всё-таки мы говорим про достижения, не про спортивное долголетие. Это очень трогательно, но, скажу откровенно, спортсмен, да и любой артист, должен вовремя уходить. Его должны помнить красивым. А я видел, как тяжело катался Олег Алексеевич, каждый раз гадал — доедет не доедет, думал: вот сейчас ему станет плохо, сейчас он упадёт. Его становилось жалко, а жалость у зрителя не должна появляться.
А Катя Гордеева и Сергей Гриньков? Это тоже немного другая история. Она — потрясающая крошечная красавица, он — великан. Пара — классическое произведение Станислава Алексеевича Жука. Но запомнились они миру не столько победами (олимпийские чемпионы 1988 и 1994 гг.), сколько трагедией, образом этой Дюймовочки, кладущей красные цветы на белый лёд... Лёд, на котором умер Сергей от разрыва сердца. Жизнь оборвалась в 28 лет. Как же рано.
Мужское одиночное катание
Я знал олимпийского чемпиона Дика Баттона. Он в 1952 г. исполнил тройной риттбергер — первый тройной прыжок в истории. Тогда казалось, что никто не посмеет даже соперничать с ним. Но Баттона хватило только на две Олимпиады: ушёл под давлением конкуренции. Плющенко же выдержал четыре! От Солт-Лейк-Сити до Сочи: «серебро» (2002 г.), «золото» (2006 г.), «серебро» (2010 г.), «золото» (2014 г., командные соревнования). Столько нет ни у кого из наших мужчин-одиночников. И обсуждать здесь что-то странно. Причём «золота» у Жени могло быть и больше. В Солт-Лейк-Сити он, 19-летний, в техническом плане был сильнее всех, но случилось очень странное падение (сам Плющенко считал, что ошибку он совершил под гипнотическим воздействием психолога Загайнова. — Ред.). В Ванкувере-2010 Плющенко со всеми его четверными прыжками несправедливо засунули на 2-е место, отдав победу американцу Лайсачеку с тройным прыжком. Тогда на Американском континенте победил не Лайсачек, победил нонсенс. И пусть Плющенко не первый, кто прыгнул четверной, но именно он «прорубил окно». Благодаря ему такие прыжки стали делать остальные, прекрасно понимая, что нонсенс больше не повторится — без четверных чемпионом уже не будешь.
Но есть ещё один человек, которого я бы обязательно включил в список выдающихся. Это Николай Панин-Коломенкин — первый олимпийский чемпион из России, который победил на Играх-1908 (фигурное катание входило в программу летней Олимпиады в Лондоне, где на тот момент был создан искусственный каток. — Ред.). Я прочитал о нём всё, что можно было прочитать, и скажу вам: именно этот человек поставил всё фигурное катание на научную основу. Он написал учебник, которым до сих пор пользуются. Будь то тройной риттбергер Баттона или четверной Плющенко — их появлению мы в каком-то смысле обязаны Панину-Коломенкину. Это он обеспечил почву для достижения подобных высот.
Женское одиночное катание
А вот здесь выбор меня поразил. Женя Медведева — искренне мною уважаемая, талантливая... Но всё дело в том, что она не олимпийская чемпионка. Понятно, составители рейтинга американцы, Медведева им ближе, потому как тренировалась у канадца Орсера. Она больше других раскручена в Северной Америке. Однако у нас есть две фигуристки, выигрывавшие Олимпиаду, — Аделина Сотникова, обыгравшая в 2014 г. сильнейшую кореянку Ю На Ким, и Алина Загитова, которой Медведева уступила в 2018 г. Им, наверное, логичнее находиться в этом списке. Потому что во все времена олимпийский титул был значительно выше звания чемпионки мира, пусть даже и двукратной, коей является Женя. Именно из-за отсутствия этого титула мы и не обсуждаем здесь наших девочек, которые сейчас вышли на передний план в фигурном катании. Если смогут победить на Играх да ещё и выдержать несколько олимпийских циклов — это будет совсем другой разговор. Вот только боюсь, удержаться им будет очень сложно, несмотря на то что сегодня они бьют рекорды, вершат революцию. Просто женское фигурное катание движется в том направлении, что недалёк тот день, когда к ветеранам мы станем причислять 17-летних.
Собеседник «АиФ» — член исполкома Федерации фигурного катания на коньках России, зам. главного редактора «Российской газеты»