Ледовое гала-шоу Ильи Авербуха «Чемпионы» собрало в Сочи целое созвездие чемпионов. Для одной из главных героинь прошедшего сезона — новой олимпийской чемпионки Анны Щербаковой — это первые продолжительные гастроли длиною в месяц. Ученица Этери Тутберидзе катается на легендарном стадионе сочинской Олимпиады «Айсберг» и изо дня в день показывает свою победоносную произвольную программу, а также новый номер — постановку самого Ильи Авербуха.
Мы пообщались с Аней о радостях и трудностях гастролей и узнали от фигуристки секреты закулисья ледового шоу.
Алиса Храбан, aif.ru: — Экватор гастролей практически позади. Какие у тебя впечатления?
Анна Щербакова: — Мне очень нравится! Есть, конечно, схожесть с тем, как я выступала раньше в шоу, но и много нового тоже есть. График со столь частыми выступлениями для меня необычный.
— На гастролях твоего тренерского штаба Этери Тутберидзе все совсем иначе, правда?
— Да, выступления там проходят реже — между ними есть время выдохнуть, настроиться на новые прокаты. На самих шоу — то же самое. Ты долго настраиваешься на один прокат, откатываешь его и выходишь со льда. Есть чуть-чуть времени, чтобы отдохнуть, настроиться на новый прокат, размяться, а потом выйти и откатать снова. Все так по полочкам разложено: размяться, выступить, закончить. А дальше — финальный выход и конец.
Здесь же более динамичный формат. Я участвую в открытии — после него есть единственная возможность снять коньки перед номером «Мастер и Маргарита» (олимпийская произвольная программа Анны — прим. ред.). Я разминаюсь в зале — прохожу номер. Потом выхожу на лед и прокатываю его. Дальше за время перерыва быстро переодеваюсь на открытие (второго отделения шоу — прим. ред.), затем — на «женский» номер, а после — на свой финальный номер. Перед ним совсем мало времени: я освобождаюсь примерно за одно выступление до своего. Поэтому просто включаю музыку к программе (на стихи Булата Окуджавы — прим. ред.), прохожу ее хоть чуть-чуть для себя и выбегаю на лед — даже нет времени размяться. Для всех, кто здесь выступает, это норма. Я к этому привыкаю — мне нравится (улыбается).
— Можешь раскрыть секрет: как не уставать изо дня в день катать одно и то же на протяжении нескольких недель?
Этот секрет я все время спрашиваю у тех, кто выступает здесь. Они говорят: «Ну что, раньше не катала шоу?», а я отвечаю: «У нас был тур, у нас было шесть шоу!» (гастрольный тур штаба Этери Тутберидзе «Чемпионы на льду» прошел в шести городах России и СНГ с 9 по 29 апреля 2022 года — прим. ред.). Для них не то что шесть, для них двадцать два шоу — ни о чем! «Вот мы катали пятьдесят восемь раз подряд “Анну Каренину”, а всего — двести раз за год. А помимо этого, еще другие шоу». Когда у людей сотни выступлений, а у меня еще десятка нет, сравнивать сложно (смеется).
— Мы следим за твоим отсчетом откатанных шоу в социальных сетях — восьмой день из двадцати двух, девятый...
Для меня каждое шоу — событие! Я хочу, чтобы это так и осталось. Я осознаю, что, даже если я выступаю каждый день, для людей, которые приходят, каждое шоу должно быть особенным. Поэтому всякий раз, какая бы я с утра ни была уставшая и как бы мне ни казалось, что после вчерашнего шоу хочется отдохнуть, я стараюсь выходить с новыми эмоциями, с новыми силами и новой искренностью. Потому что не должно быть такого, что ты вышел и для галочки откатал программу. Мне хочется, чтобы вот это у меня сохранилось. Хочется пронести это до конца тура и дальше.
— А кроме такой мотивации и тайм-менеджемента, как тебе кажется, ты научилась чему-то новому за время гастролей? Может, появились новые навыки?
Я бы не назвала это чем-то кардинально новым, но с каждым шоу я приучаюсь работать с публикой, чувствовать разницу между соревнованиями и шоу. Когда я прокатываю сейчас свои программы, всегда ищу свободный «кусочек», где я никак не взаимодействую со зрителем. Это те моменты, которые на соревнованиях мне нужны для того, чтобы настроиться на выполнение элемента или отдохнуть перед тем, как сделать какую-то сложную связку. Здесь же, на шоу, эти моменты идут на зрителей. Я стараюсь театральней, красочней делать все движения. Мне кажется, они так даже преображаются!
— Как думаешь, такой опыт поможет тебе в будущих сезонах, в твоей карьере?
Я думаю, да. Во-первых, я привыкаю к выступлениям на публику. Это только кажется, что мы часто выступаем для зрителей, но обычно это бывает только по несколько раз в месяц в конце сезона. А когда ты катаешь шоу каждый день, появляется больше возможностей получить новый опыт. Из каждого выступления беру что-то для себя. Во-вторых, в будущем я смогу раскрыться на льду больше за счет этого.
— Ты уже совершенно по-новому раскрылась в совместном с другими фигуристками «женском» номере под песню певицы Fergie — «Be Italian». Такой Аню Щербакову мы еще не видели! Как удалось вжиться в образ роковой и дерзкой итальянки?
Да, это максимально новый образ! В таком стиле программ у меня вообще никогда не было. Наверное, хорошо, что в этом шоу у меня есть такой номер, потому что, если бы мне поставили подобную программу индивидуально, возможно, я бы с ней не справилась. А здесь у меня есть возможность в коллективе попробовать новую тематику. Ведь это развитие актерской составляющей катания — когда любой образ можно передать.
Первые прокаты были совсем не в моей «стихии», но потом я постепенно старалась вливаться. Поначалу смотрела на других. Сейчас же с каждым разом стараюсь сделать так, чтобы образ смотрелся органичнее. Будет классно, если на последнем шоу я почувствую себя максимально комфортно даже в таком неординарном для меня образе. Я уже чувствую, что справляюсь лучше.
— Ты упомянула работу в команде. Каково тебе кататься со спортсменами, большинство которых старше тебя?
Коллектив максимально дружный и хороший. Меня все очень поддерживают. Здесь есть и те, с кем я уже хорошо общаюсь, компания, в которой мне комфортно, и те, за кем я следила, еще когда была маленькой. Может быть, я еще только родилась, когда они выиграли все свои главные медали. Для меня они — звезды фигурного катания. И очень здорово, что они меня поддерживают, что-то мне подсказывают, делятся своим опытом. Дедовщины никакой нет.
— Представь, что через 10 лет ты сама решаешь создать свое ледовое шоу. О чем бы оно было?
Звучит, конечно, максимально интересно. У меня есть еще 10 лет, чтобы подумать!