«Заказ» против России: какие выводы можно сделать из доклада ВАДА

Весь спортивный мир ждал этого дня с нетерпением — 14 января 2015 года Всемирное антидопинговое агентство должно было опубликовать вторую часть доклада по наделавшему много шума расследованию случаев нарушения допинговых правил в лёгкой атлетике.

   
   

Практически вся первая часть была посвящена нашей стране. Результатом стало отстранение всех российских легкоатлетов от любых международных соревнований, в том числе и от чемпионата мира, который в марте пройдёт в США, приостановка работы Российского антидопингового агентства (РУСАДА) и многочисленные обвинения в адрес конкретных спортсменов, тренеров и чиновников, включая подозрения, которые легли и на министра спорта России Виталия Мутко. Были даже попытки обвинить Федеральную службу безопасности (ФСБ) в слежке за допинговыми офицерами и целыми лабораториями.

Вторая часть доклада оказалась заметно менее содержательной — всего 70 с небольшим страниц против декабрьского тома в 300 с лишним печатных листов формата А4. Но и в ней хватает сценариев сразу на несколько остросюжетных фильмов. В частности, шла речь и о том, как спортивные чиновники вымогают огромные суммы денег (до полумиллиона евро) у спортсменов, обещая спасти их от карающей десницы ВАДА; о том, как спасать российских атлетов приходится чуть ли не лично президенту страны. Проскочила даже информация о том, что Россия на выборах 2012 года спонсировала сенегальскую оппозицию, переведя на её счёт порядка 1,5 миллиона евро, — информация, которая, казалось бы, к спорту, а тем более, к допингу не имеет никакого отношения.

Но всё это частности, к которым можно цепляться сколько угодно. Нужно смотреть более масштабно, пытаться понять, о чём же говорит весь этот отчёт? Что он означает не только для российского, но и для всего мирового спорта?

Команда «фас»

Однако начать всё же предлагаем именно с наших проблем. Вернее, с тех проблем, которые нам устроили пара «независимых» следователей из ВАДА. Как вы уже понимаете, кавычки, в которые взято слово «независимые», обещают увлекательный рассказ. Так и будет.

Изначально вся эта история подавалась как совершенно случайное расследование, к которому привёл выход в свет пресловутого немецкого документального фильма на телеканале ARD, в котором обвиняли российские спортивные власти в создании едва ли не государственной системы поощрения употребления допинга и сокрытия положительных проб у спортсменов, попавшихся на запрещённых препаратах. Выглядело всё так, будто создатели увлекательного кино случайно наткнулись на обиженную дисквалифицированную спортсменку, которая начала рубить «правду-матку».

Вслед за фильмом последовало «независимое» расследование, которое в своей деятельности учитывало исключительно показания против российской стороны, не обращая на доводы тех, кого обвиняли в нарушениях. В результате под страхом лишиться участия в Олимпиаде для нашей легкоатлетической сборной Россия согласилась на все требования ВАДА: дисквалифицировали всех «виновных», закрыли лабораторию, пошли на все меры, которые нам навязывали, и пообещали выполнять любые требования, лишь бы с Всероссийской федерации лёгкой атлетики (ВФЛА) сняли дисквалификацию и позволили нашим атлетам участвовать в Олимпиаде. За полгода до важнейшего турнира в мировом спорте нам было не до споров или пререканий — мы согласны на всё.

   
   

Однако после публикации второй части доклада комиссии стало понятно, что за Россию следователи взялись не случайно. Об этом прямо сказал глава независимой комиссии ВАДА Ричард Паунд.

«В отчёте мы перечисляем полтора десятка стран с повышенным риском, что касается употребления допинга, но мы не расследовали их, мы были ограничены лёгкой атлетикой и Россией. Мы не рассматривали Кению, мы не были авторизованы для этого, но там точно есть проблемы. Возможно, другая независимая комиссия займётся этим вопросом», — заявил спортивный чиновник на пресс-конференции, посвящённой публикации второй части доклада.

Получается, что этому цепному псу борцов с допингом просто дали команду «фас» и показали на Россию, а он уже сделал своё дело. И произошло это как раз в тот момент, когда наша страна начала возвращать свои позиции на мировой легкоатлетической арене, завоёвывая рекордное для себя количество наград на Олимпийских играх в 2012 году и выигрывая чемпионат мира по лёгкой атлетике. А тут ещё и очередное мировое первенство в «королеве спорта», как назло — в США. Думаете, американцам было бы приятно, если бы сборная России приехала и выиграла эти соревнования? Это вряд ли.

Увидев, что сделали с Россией, теперь любая национальная федерация лёгкой атлетики готова будет пойти на любые уступки перед ВАДА, лишь бы с ней не сотворили чего-то подобного. Да что там лёгкой атлетики, Паунд на пресс-конференции уже намекнул на то, что подобное расследование можно провести и в других видах спорта, например, в лыжных гонках.

Передел сферы влияния

Но есть и другой вывод, который можно сделать из доклада. Эксперты уже на протяжении долгих лет отмечают всё возрастающее влияние ВАДА на мировой спорт. Из агентства, которое просто должно проверять спортсменов на наличие в организме запрещённых препаратов, ВАДА превратилось в орган, который может не только дисквалифицировать целые национальные спортивные федерации, как это произошло с ВФЛА, но и диктовать свои условия международным федерациям, включая такую мощную, как Международная федерация лёгкой атлетики (ИААФ), уступающую, возможно, лишь Международной федерации футбола (ФИФА) и Международному Олимпийскому комитету (МОК).

Об этом говорит и министр спорта России Виталий Мутко:

«В этом докладе в основном шла речь о коррупции в ИAAФ, России она особо не касалась. То, что касается ИААФ, они пишут, что там была системная коррупция, покрывательство. При чём тут Россия? Это не проблема России, это проблема управления организацией. Мы не можем вмешиваться в деятельность международной федерации», — приводит слова министра спорта агентство «Р-Спорт».

Если в первой части доклада ВАДА нападала лишь на нашу легкоатлетическую федерацию, то во второй части уже вплотную подошла к тому моменту, когда можно будет потребовать полного исключения лёгкой атлетики из программы Олимпийских игр и прекращения деятельности ИААФ. До этого остаётся лишь один шаг, который ВАДА может сделать, если дела не будут вестись так, как этого хотят борцы с допингом. А это уже похоже на передел сфер влияния в мировом спорте.

Где это видано, чтобы президент такой влиятельной организации, как ИААФ, Себастьян Коу, как нашкодивший мальчишка, принимался оправдываться перед двумя парнями из антидопингового агентства за то, что в его ведомстве якобы есть проблемы с коррупцией.

Кстати, именно российская сторона и вывела следователей на коррупционеров в ИААФ. На протяжении какого-то времени президент ВФЛА Валентин Балахничев занимал пост казначея организации, что давало ему определённые возможности для коррупционной деятельности, в чём его и обвинили в докладе, к сожалению, не приведя ни одного доказательства. Улики, как всегда говорит Паунд, переданы правоохранительным органам для проведения следственных работ. Единственное, что известно, — арест счёта Балахничева в одном из французских банков, на котором, по информации в СМИ, находится порядка 1,8 миллиона евро. Это существенно больше, чем зарплата скромного российского спортивного чиновника, но даже наличие на иностранном счету таких денег, если они и правда там хранятся, пока ничего не доказывает.

При чём здесь Путин?

И, наконец, вопрос, который заботит очень многих с тех самых пор, как журналисты АР сообщили о присутствии имени президента России Владимира Путина на страницах доклада комиссии ВАДА: неужели глава государства также причастен к употреблению допинга российскими спортсменами?

На самом деле всё ограничивается лишь единственным упоминанием имени нашего президента во второй части доклада. Причём упоминается она не в результатах расследования, а в свидетельских показаниях бывшего президента ИААФ Ламина Диака.

Вот дословная цитата отрывка из доклада, где речь идёт о Владимире Владимировиче:

«В конце июля 2013 года, накануне Чемпионата мира по лёгкой атлетике в Москве, Капдевилле (сотрудник ВАДА) сообщил Робертсу (сотруднику ИААФ, который, как считается, не участвовал в коррупционных схемах), что случаи употребления российскими спортсменами допинга всё ещё не были рассмотрены, а некоторые атлеты из этого списка значатся среди предполагаемых участников мирового первенства, запланированного на 10–18 августа. Робертс тут же подготовил свой собственный список, который лично доставил в кабинет Ламине Диаку в Монако и заявил, что, если кто-либо из этих атлетов будет участвовать в чемпионате мира, он на него не поедет. Ламина дал Робертсу те же заверения, что и ранее, во время их декабрьской встречи в Дакаре, сославшись на трудности, которые могут быть решены только с президентом Путиным, с которым у него установились дружеские отношения».

В этом и заключается всё присутствие российского президента во второй части доклада ВАДА.