И это, пожалуй, главный итог полугодия. Но что, кроме слов признания и сенсационного выхода сборной в четвертьфинал, получила страна от своего футбольного лета?
Все в гости к нам
Миллион иностранных туристов - цифра, которую сам гендиректор оргкомитета «Россия-2018» Алексей Сорокин называет «утопичным планом», оказалась реальностью. По его словам, зарубежные болельщики за время чемпионата оставили у нас примерно 100 млрд рублей. Это больше, чем годовой бюджет Гаити или Фиджи. Самые щедрые иностранцы, по подсчётам платёжной системы Visa (глобальный партнёр ФИФА) - мексиканцы, перуанцы, аргентинцы, колумбийцы, австралийцы и англичане.
Забытый всеми кокошник, десятилетиями пылившийся на полках, вдруг стал главным головным убором планеты. Кокошник и матрёшка - то, что чаще всего покупали в сувенирных магазинах страны, а сама «подарочная отрасль» зафиксировала невероятный рост выручки. Так, по данным «Платформы ОФД» (крупнейший оператор фискальных данных России), в Екатеринбурге он составил 122%, в Москве - 62%, в Санкт-Петербурге - 22%.
В сфере гостиничного бизнеса максимальная выручка оказалась в Москве (рост на 29%), Самаре (24%) и Ростове-на-Дону (22%). В барах и ресторанах больше всего потратили гости и жители Сочи, где оборот вырос на 58%. Следом идут Казань (49%) и Самара (39%).
Но самая приятная цифра из всех - та, о которой пишет британский Тhe Telegraph. Спрос на авиарейсы в Россию со второй половины июля по май 2019 г. вырос на 76% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. То есть интерес туристов не пропал с окончанием чемпионата мира.
«Турнир оказался блестящей витриной страны как туристического направления, - делится издание выкладками компании «Регент Холидейс», специализирующейся на поездках в Россию. - Престиж страны повысился. Даже если просто взять Москву. Включаете телевизор, а там Гари Линекер (бывший нападающий сборной Англии, футбольный комментатор. - Ред.) сидит перед собором Василия Блаженного. Люди видят это и думают: это где-то, где я не был. Это порождает вдохновение на долгосрочную перспективу».
Никаких медведей на улицах, улыбающаяся полиция, чистое постельное бельё в поездах, телевизоры в метро и бесконечное гостеприимство русских - за время футбола стереотипы о России сломались, а планы Ассоциации туроператоров выросли. Там ждут увеличения иностранного турпотока в следующем году на 20%. Исполнительный директор ассоциации Майя Ломидзе ссылается на данные опроса французских СМИ, согласно которому «87% болельщиков выразили желание приехать в Россию ещё раз».
Реализовать это желание в 2018-м им будет легко. Госдума вот-вот примет закон о безвизовом въезде в Россию по паспорту болельщика до конца года. Более того, ожидается, что и члены семей болельщиков смогут получить визы бесплатно. А вот что дальше? В Ассоциации туроператоров надеются на общие визовые послабления. Без них закрепить тенденции роста сложно.
«Сделано в России»
Деньги, которые оставили у нас за месяц любители футбола, - это только один из финансовых показателей турнира. Причём самый очевидный. Полное же понимание экономических плюсов/минусов придёт лишь через несколько лет. Чемпионат мира - это вложения в будущее. Это дополнительные рабочие места и инфраструктура - дороги, аэропорты, ж/д вокзалы, новые терминалы, больницы, отели и стадионы. Последними, правда, надо ещё суметь распорядиться, чтобы те не превратились в «белых слонов». В древнем Таиланде такие слоны считались недостойным подарком, т. к. на их содержание тратилось много усилий, а работали они плохо.
Много ли денег потратила страна на спортивный праздник - 2018? Специалисты Центра развития ВШЭ в своём обзоре «Комментарии о государстве и бизнесе» отмечают, что инвестиции (затраты на общегражданскую и спортивную инфраструктуру) в ходе подготовки к нему меньше вложений в капстроительство и «Газпрома», и «Роснефти» в одном только 2017 г. Также в ВШЭ считают, что чемпионат может передать «пас» российскому экспорту: «Увеличения экспорта можно достичь на базе повышения в ходе ЧМ-2018 узнаваемости бренда «Сделано в России», на основе беспрецедентных по силе эмоций и охвата аудитории во всех странах мира для рекламы. На это, на наш взгляд, должны быть направлены максимальные усилия».
Есть, по мнению экономистов, у футбольного лета и ещё одна победа: «Можно ожидать главного нематериального долгосрочного эффекта, связанного со спортивными мероприятиями, всплеска энтузиазма и патриотизма. В ходе лондонской Олимпиады 2012 г. такой эффект оценили (в частности, на основе превышения спекулятивной цены билетов над официальной и роста курса акций) в размере до 3,4 млрд долл., что составило около 30% от совокупных затрат на хостинг Игр».
Кстати
Хлынули ли болельщики на стадионы?
На прошлой неделе в ФНЛ (2-й по значимости дивизион в России) на стадионах ЧМ-2018 сыграли 3 матча. В Волгограде («Ротор» - «Луч») на арену пришли 30 611 человек, в Нижнем Новгороде («Нижний Новгород» - «Тюмень») - 18 000, в Калининграде («Балтика» - «Тамбов») - 10 456. Для ФНЛ это очень неплохой показатель, т. к. средняя посещаемость матчей в прошлом сезоне была 2425 человек.
Цифры ЧМ-201
Экономический эффект от проведения чемпионатов мира по футболу:
- Россия - 2018 (оценка) - 15,0 млрд долл.
- Бразилия - 2014 - 14,0 млрд долл.
- ЮАР - 2010 - 7,0 млрд долл.
- Германия - 2006 - 12,0 млрд долл.
- Южная Корея - 2002 - 7,0 млрд долл.
- Япония - 2002 - 16,0 млрд долл.
- Объём затрат на подготовку и проведение:
- спортивная инфраструктура - 265 млрд руб.
- транспортная инфраструктура - 228 млрд руб.
- прочая инфраструктура - 74 млрд руб.
- операционные затраты - 116 млрд руб.
По данным Исследования влияния ЧМ по футболу - 2018 в России на экономическую сферу.