Химия Симоны. Спортсменкой 2016 года стала американка, принимающая допинг

Симона Байлз. © / www.globallookpress.com

О, Симона!

2016 год, судя по всему, окончательно похоронил веру в то, что в спорте высших достижений существуют «чистые» спортсмены и честная борьба.

   
   

Благодаря докладу Ричарда Макларена теперь весь мир знает, что в российском спорте существует «государственная система допинга». Российских атлетов отстраняют от соревнований и лишают медалей десятками, проведение международных турниров в России отменяется в массовом порядке.

Чиновники ВАДА, а также спортивные публицисты как на Западе, так и в России, призывают российский спорт «полностью раскаяться и очиститься».

Глупо отрицать, что в российском спорте проблем достаточно, в том числе и с допингом. Однако очень трудно поверить в то, что речь не идёт о масштабной политической кампании. Особенно на фоне того, кто признаётся героем спортивного года. 

Associated Press подвело итоги голосования, которое определяло лучшего атлета 2016 года. Большинством голосов лучшей спортсменкой признана 19-летняя американская гимнастка Симона Байлз, завоевавшая на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро 4 золотые медали.

Симона Байлз блистает на гимнастических помостах с 2013 года. Она десятикратная чемпионка мира, трижды выигрывавшая на мировых форумах самое престижное абсолютное первенство.

Игры в Рио стали первыми в биографии Симоны, и она выступила на них просто блистательно, победив в командном турнире, многоборье, а также в опорном прыжке и вольных упражнениях. К этому Байлз прибавила ещё и бронзу в упражнении на бревне.

   
   
Симона Байлз. Фото: www.globallookpress.com

Метилфенидат успеха

Казалось бы, великолепное выступление и заслуженное признание спортсменкой года. Если бы не одно маленькое, но очень существенное «но».

В сентябре 2016 года хакерская группа Fancy Bears Hack Team опубликовала документы Всемирного антидопингового агентства, из которых следует, что Симона Байлз в августе 2016 года сдала положительный тест на запрещённый психостимулятор метилфенидат.

Конвенция о психотропных веществах ООН описывает метилфенидат как Schedule II (контролируемое психотропное вещество). В США метилфенидат также классифицирован как контролируемая субстанция, допустимая к медицинскому применению, но имеющая высокие шансы неправильного использования из-за его потенциала в развитии эффекта привыкания. В России препарат внесён как психотропное вещество в список I (наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, оборот которых в Российской Федерации запрещён в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации). Постановлением от 25 октября 2014 № 1102 запрещены и все производные метилфенидата.

В Великобритании и Новой Зелании за незаконное хранение и продажу этого препарата грозит уголовная ответственность. Торговцы, к примеру, могут оказаться за решёткой на срок до 14 лет.

Что может дать этот препарат в спорте? Колоссальное преимущество за счёт подавления эмоциональных переживаний и обеспечения предельной концентрации внимания.

Многие специалисты отмечают, что у Симоны Байлз, в отличие от многих конкуренток, железные нервы, которые не подводят её в решающий момент. Но правда заключается в том, что «железные нервы» — это результат воздействия психостимулятора.

В довершение всего препарат имеет кучу побочных эффектов. Например, продолжительный приём в высоких дозах иногда приводит к задержке роста ребёнка. Рост 19-летней Симоны Байлз, к слову, составляет 142 сантиметра.

Синдром «победительницы»

ВАДА выразило крайнее недовольство публикацией хакеров, однако факт приема Симоной Байлз сильнодействующего психостимулятора не отрицается. Но лишать гимнастку медалей никто не будет. Дело в том, что в её отношении действует так называемое «терапевтическое исключение». ВАДА при предоставлении соответствующих документов позволяет употреблять отдельным атлетам препараты из списка запрещённых.

Как правило, речь идёт о коротком периоде, во время которого атлеты восстанавливаются после травм. Но это не случай Симоны Байлз: она пьёт метилфенидат на протяжении многих лет. Это не наговор, а её собственное признание.

«У меня синдром дефицита внимания и гиперактивности, и я принимала лекарства с детства. Пожалуйста, поймите, я верю в чистый спорт. Я всегда следовала антидопинговым правилам и буду делать это дальше, потому что честность необходима в спорте и очень важна для меня», — написала Симона Байлз в Twitter после публикации хакеров.

Проблема заключается в том, что диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» — вещь крайне спорная. Специалисты ведут дискуссию о нём с 1970-х годов и к общему мнению так и не пришли. Многие медики полагают, что такой патологии не существует вовсе.

Лечение СДВГ сильнодействующими психостимуляторами крайне популярно в США, но в ряде стран такую практику считают ошибочной. Например, в 2010 году в Австралии было опубликовано исследование о безрезультатности и неэффективности лечения СДВГ стимуляторами. Исследование охватывало людей, за которыми наблюдали на протяжении 20 лет.

А в самих Соединённых Штатах учёные пришли к выводу, что у лиц с СДВГ, употреблявших стимуляторы в подростковом возрасте, вероятность развития пристрастия к кокаину в 2 раза выше, чем у тех, кому тоже был выставлен диагноз СДВГ, но кто не лечился такими препаратами.

Даже американские врачи, лечащие СДВГ психостимуляторами, признают: подобная терапия не только вызывает привыкание, но и провоцирует переход к «тяжёлым» наркотикам.

«Преступная» Шарапова и «чистые» американки

У Симоны Байлз детство было действительно «не сахар». Отца она вообще не знала, мать была наркоманкой и отказалась от дочери, после чего её воспитывал дедушка и его вторая жена.

Это, впрочем, не отменяет того факта, что гимнастка регулярно употребляет сильнодействующие вещества.

Информация о том, кому ВАДА даёт право употреблять запрещённые препараты, является закрытой. Если бы не хакеры, Симону Байлз ещё целыми десятилетиями могли бы считать просто удивительно талантливой девочкой.

Но даже после раскрытия этой информации менять систему никто не собирается.

Оставим в стороне «российскую систему допинга», об этой теме сказано более чем достаточно. Но вот Мария Шарапова, теннисистка с российским паспортом, но выросшая и состоявшаяся де-факто в системе американского спорта. Весь 2016 год об неё вытирали ноги из-за злосчастного мельдония, хотя никому так и не удалось убедительно доказать, что этот укрепляющий сердце препарат даёт какое-то существенное преимущество в спорте.

И в это же время, когда из той же публикации хакеров выяснилось, что американская звезда тенниса Серена Уильямс под прикрытием разрешения ВАДА употребляла целый «букет» запрещённых веществ, включая сильнодействующие обезболивающие класса опиоидов, на Западе сделали вид, что ничего не произошло.

Бумажка решает

«Без бумажки ты какашка, а с бумажкой — человек», — такая поговорка появилась во времена засилья ещё советской бюрократии. Но сегодня она актуальна в мировом спорте.

«Чистый» спорт сегодня — это иллюзия. Чистота определяется влиянием и весом чиновников той или иной страны в международных организациях. Поэтому Россию, растерявшую свое влияние, «расстреливают» из главного калибра. И в это же время примером для подражания предлагают считать несчастную, по сути, девчонку, превращённую в суперспортсменку благодаря сильнодействующим препаратам.

Знал бы Пьер де Кубертен, во что выльется его затея, он бы точно держался подальше от спортивных арен.