«АиФ» встретился с самым известным баскетболистом страны, чтобы узнать, почему тот уехал из Америки, зачем отдаёт свои деньги другим и каково быть многодетным папой.
Папа может всё...
Дмитрий Гранцев, «АиФ»: Андрей, многие ведь думают, что вы вернулись в Россию, чтобы не особо напрягаться в свои 34 года. Нагрузки-то у нас не такие, как в американской НБА.
Андрей Кириленко: Спасибо, что напомнили про возраст. (Смеётся.) Но напрягаться всё равно придётся. Я не умею по-другому, и болельщики это прекрасно знают. Хотя, не буду скрывать, нагрузки и календарь игр в Европе отличаются от американских.
На самом деле, играя в НБА, я всегда поддерживал контакт с ЦСКА - общался с ребятами, президентом Андреем Ватутиным. Так сложилось, что в этом сезоне «Бруклин Нетс» (клуб из Нью-Йорка, в который Андрей перешёл в 2013 г. - Ред.) на меня перестал рассчитывать. Тут и пришло сообщение от друзей из московского клуба. Понятно, что для меня ЦСКА был приоритетным вариантом. Я хотел завершить свою карьеру в команде, где провёл лучшие годы жизни, где мне всегда рады.
- 13 сезонов в НБА - столько в сильнейшей лиге планеты не играл никто из наших. Какой главный урок вы получили в этой продолжительной американской командировке?
- Наверное, в первую очередь это отношение к самой профессии. В России ведь баскетболист - спортсмен и всё. В Америке это ещё и лицо команды, её актив. На игроках в НБА делаются деньги, и это ко многому их обязывает. Взять ту же благотворительность. Например, баскетболисты «Юта Джаз» (клуб из Солт-Лейк-Сити, за который Кириленко выступал 10 сезонов. - Ред.) постоянно ходили в госпитали, школы. Это обязательная часть работы вне площадки.
- Вы по-прежнему занимаетесь своим благотворительным проектом «Кириленко - детям!»?
- Конечно. Мне просто необходимо это делать. Я думаю, потребность помогать другим должна быть у каждого человека. Если есть возможность - дай! Речь совсем необязательно о деньгах или подарках... Когда приходишь в детскую больницу или детский дом, видишь, как ребятам не хватает внимания, теплоты. Начинаешь с ними болтать, и такой у них восторг, такой отзыв колоссальный! Вот это по-настоящему важно и нужно.
- В феврале вы в четвёртый раз стали отцом, причём присутствовали при родах. Как отважились?
- Мне всегда было интересно, каким образом появляются дети. Не скажу, что эта «процедура» по восприятию очень приятна. Но эмоции от присутствия при рождении твоего ребёнка ни с чем не сравнимы. Да и потом, думаю, любой женщине приятна поддержка её мужчины в такой важный момент.
- Семья, кстати, тоже приехала с вами в Москву из Америки?
- Нет. Сейчас учебный год в разгаре, у старшего сына Феди ответственные экзамены. Он учится в 8-м классе, и перед ним стоит выбор - чем ему действительно хотелось бы заниматься в жизни. В большей степени из-за него я и не выдёргиваю семью в Россию.
Хотя было бы здорово, если бы сейчас со мной рядом находились все они - жена Маша, Федя, Степан, кроха Андрей и дочка Сашенька (Сашу семья Кириленко удочерила. - Ред.).
- Известность, титулы, деньги - профессиональный спорт вам многое дал. А что он отнял?
- Отнял и отнимает много здоровья, сил, но главное - времени. Драгоценные часы, которые ты мог бы посвятить своей семье, теряются безвозвратно. Из-за этого я переживаю больше всего. И решение уехать в Москву, чтобы играть за ЦСКА, действительно далось непросто.
Жить по средствам
- Отношения с США за последний год у нас стали, мягко говоря, напряжёнными. В общении с американцами это чувствовалось?
- Нет. Простые американцы не имеют никаких вопросов к русским. Весь негатив идёт абсолютно в другой плоскости, на уровне политиков, отчасти СМИ. При этом действительно независимые издания и каналы показывают объективную информацию.
Мне вообще кажутся странными многие комментарии на тему происходящего. А почему, собственно, Россия должна находиться в стороне от того, что происходит на братской нам Украине? Представим подобную ситуацию по ту сторону океана. Скажем, в Канаде или Мексике завтра начнётся вооружённый переворот - да в тот же день там окажутся американские войска! И это будет считаться нормальным.
- Андрей, а вы в магазины ходите? Заметили, что с прилавков исчезли заморские деликатесы, что цены ежедневно растут?
- Меня магазинами не напугать. (Смеётся.) Я хорошо помню то время, когда на прилавках было шаром покати. По сравнению с теми годами сейчас жаловаться почти не на что.
Знаете, почему мы непобедимы? Потому что неизбалованные! У нас такая страна, что люди к хорошей жизни не привыкли. Поэтому все санкции, все ограничения - мартышкин труд. Напрасны они.
- Кризис сильно ударил по спорту. В клубах финансовые проблемы - где-то на зарплаты денег не хватает, кто-то вообще на грани банкротства. Что ждёт наш спорт, если ситуация не изменится?
- Ну я же не президент страны, чтобы ответить на такой вопрос. (Смеётся.) Вообще у наших богатых клубов долго шла «гонка вооружений». Они приобретали дорогих игроков, взвинчивали цены на рынке. Главное - чтобы лучше, чем у соседа. Неважно, сколько это стоит. Но времена меняются. Сложившаяся ситуация многих заставит жить по средствам, а не меряться кошельками.
- Что происходит с нашими баскетбольными сборными? Что ни турнир, то поражение. Про баскетболистов скоро будут говорить как про футболистов - в смысле ничего хорошего.
- Во всех баскетбольных сборных каждые 8-12 лет происходит перестройка. Американская команда - редкое исключение. Просто у них очень много материала. А у европейцев всегда будут свои взлёты и падения. Наши сборные - и женская, и мужская - попадают под эту схему. Мы ведь тоже хреново играли в начале 2000-х. На Олимпиаду-2004 в Афинах вовсе не попали. А в 2007-м уже стали лучшими в Европе, на Играх-2012 взяли олимпийскую медаль. Сейчас моё поколение сходит, сборные идут на новый круг. И, пока не «обрастут мясом» новые лидеры, тяжело ждать больших результатов от команд.