Александр Смирнов: «В фигурном катании нужен возрастной ценз — 18 лет»

Александр Смирнов. Фото: Владимир Песня / visualrian.ru

Этапы «Гран-при» стартовали с двух побед российских фигуристок — в Америке лучшей была Анна Щербакова, а в США — Александра Трусова с новым мировым рекордом. Количество исполняемых элементов выходит на запредельный уровень, оценка за технику достигла круглой отметки в сто баллов.

   
   

Еще лет пять назад мы наблюдали совершенно другое женское фигурное катание в исполнении Аделины Сотниковой, Юлии Липницкой, становившихся олимпийскими чемпионками. Теперь же вид спорта заметно помолодел — на первые роли вышли совсем юные девочки, способные выполнять сложнейшие прыжки на высокой скорости. О том, к чему приведет эта тенденция, АиФ.ru поговорил с двукратным чемпионом Европы, призером чемпионатов мира Александром Смирновым

Александр Смирнов и Юко Кавагути выступают в короткой программе парного катания на чемпионате России по фигурному катанию в Челябинске. Фото: visualrian.ru/ Павел Лисицын

Загитова и Медведева не сдаются

Александр Боярский: Выступление на двух первых этапах россиянок Щербаковой и Трусовой часто сопровождалось словом «космос». Это действительно запредельный уровень?

Александр Смирнов: Наши девочки действительно показывают космический уровень сложности, но у меня от их выступлений остались двоякие впечатления. Им есть над чем работать в своих программах и в чем прибавлять. Например, в мастерстве художественного плана, чтобы работало лицо. Это я придираюсь, конечно. Конечно, скольжение и выполнение элементов было на высшем уровне. Но взрослое катание должно полностью раскрывать образцы. Можно вспомнить, как каталась Каролина Костнер, например.

— Еще пару лет назад мы восхищались противостоянием Алины Загитовой и Евгении Медведевой, но сейчас у них практически нет шансов против Щербаковой и Трусовой?

— Сейчас это действительно так, но, насколько я знаю, обе учат и тройной аксель, и четверной, рук не опускают. Что делать, вид спорта действительно сильно помолодел. Неслучайно пошли разговоры в прошлом году о возможности поднятия возрастного ценза. Я выступал за его поднятие до 18 лет. Я вспоминаю себя, катавшегося в 30 лет и чувствовавшего себя таким «динозавриком». Понимал, что какие-то элементы мог исполнять лучше молодых, но в то же время 15-16-летние ребята обладают более качественными скоростными и прыжковыми данными. Они просто перепрыгивали меня и все. Но неслучайно фигурное катание называют и спортом, и искусством. Мало научиться только прыгать.

Конвейер Тутберидзе

— Как понимаю, вас не все поддержали в идее поднятия возрастного ценза?

   
   

— Это точно. Писали, что Смирнов оскорбляет этим самым юных подающих надежд фигуристок. И еще добавляли, что мы с придерживающимся такого же мнения известным тренером Александром Жулиным любители посмотреть на большие задницы. Хотя имелась в виду просто другая подача номера фигуристкой со своим собственным стилем. Сейчас он разве есть у кого-то? Все плюс-минус выступают одинаково. У Этери Тутберидзе прекрасно работает конвейер по выпуску чемпионок. Только хотелось бы про искусство не забывать.

— Интересно, что уже растет смена 15-летним Щербаковой и Трусовой: 11-летняя Вероника Жилина на тренировке уже исполняет четверные прыжки.

— Да, об этом и речь, причем я даже видел их. Это космос с технической точки зрения — мощнейший рывок и прыжок. Супер. Я рад, что идет такой прогресс. В группе Тутберидзе огромная конкуренция между собой. Это неплохо на самом деле, потому что они хотят быть лучше друг друга и прогрессируют таким образом.

Фигурное катание помолодело

— Что глобального поменялось в фигурном катании за последние пять лет?

— Спорт очень помолодел. Из-за этого мы теряем в искусстве, но приобретаем в сложности элементов. Те спортсмены, кто прыгает четверные прыжки, очень сильно подвергают себя риску травмы — нагрузка на организм идет сумасшедшая. Какой бы легкой ты ни была, даже средства защиты могут не спасти от переломов. Такая же проблема, кстати, в спортивной гимнастике, где в 12 лет уже становились заслуженными мастерами спорта, не понимая, что это такое. И заканчивали карьеру очень рано — лет в 18. В юном возрасте отсутствует чувство страха и инстинкт самосохранения, потому так хорошо даются сложнейшие элементы. Ноги и спины молодых спортсменов еще не подпорчены травмами, они физически прокачены. Но спустя некоторое время они не смогут показывать и 50% от своих возможностей. Знаете, я с огромным удовольствием смотрю прокаты юниорок, и они мне нравятся в сто тысяч раз больше, чем у взрослых.

Фигурист сборной России Александр Смирнов (справа) на зрительской трибуне во время контрольных прокатов спортсменов сборной в Сочи. Фото: visualrian.ru/ Нина Зотина

— Известный тренер Алексей Мишин недавно также поднял тему, что фигуристкам с формами, как у Лизы Туктамышевой, практически нет шансов проявить себя на фоне легких, как Трусова и Щербакова.

— Да уж, Лизе всего 22 года, а она уже как бабушка в фигурном катании. Я заканчивал в 32-33 — вообще динозавром был. Мы об этом как раз и говорили, что спорт очень помолодел. Если введут все-таки возрастной ценз, нужно будет больше рекламировать, раскручивать юниорские соревнования. Там спортсмены тоже показывают блестящие программы с технической точки зрения. К сожалению, на этапы «Гран-при» или чемпионаты мира среди юниоров ходит не так много зрителей, внимание прессы тоже не очень большое. А жаль. Международной федерации фигурного катания нужно плотнее заняться вопросом.

— Каким вы видите фигурное катание лет через пять? На что будут способны спортсмены?

— Даже сложно представить, что может быть, поскольку фигуристы и фигуристки выступают на пределе возможностей человеческого организма. Предполагаю, мужчины и женщины к тому времени будут прыгать аксель в 4,5 оборота. Некоторые, как Артур Дмитриев, уже пробуют это делать на тренировках. Наверное, кто-то резкий и легкий замахнется и на пять оборотов. Вопрос только тренировки. Правда, не факт, что такой фигурист сможет научиться кататься. Мы очень агрессивно в последнее время двигаемся в плане техники, и это еще будет продолжаться.

Александр Смирнов в роли Рогдая на съемках рекламного ролика для шоу на льду Татьяны Навки «Руслан и Людмила». Фото: visualrian.ru/ Александр Вильф