«ИИ и спонсоры». Карякин сказал, почему в шахматах выигрывают 18-летние

Гроссмейстер Сергей Карякин © / Виталий Белоусов / РИА Новости

Шахматный гроссмейстер Сергей Карякин, ставший членом Совета Федерации от Республики Крым, рассказал aif.ru, почему теперь чемпионаты мира выигрывают 18-летние, как игроков тренирует искусственный интеллект и сможет ли он сам совмещать спорт с работой сенатором.

   
   

«Разлив мазута в Черном море — наша общая беда»

Дмитрий Соколов, aif.ru: С 2017 года вы в Общественной палате. Как чувствуете себя в Совете Федерации? Многое для вас изменилось?

Сергей Карякин: С работой в Общественной палате разница огромная. Если там была работа, фактически по желанию, то сейчас появилось гораздо больше обязательств.

Для меня это новая сфера деятельности, в которую я активно вникаю. И сейчас чувствую себя уже гораздо комфортнее, чем в начале. Появилось гораздо больше понимания как действовать, каким образом решать задачи. Одна часть работы — это участие в заседаниях комитетов, работа над законопроектами. Здесь нагрузка распределяется по разному. Есть сенаторы, которые очень активно занимаются законотворческой деятельностью, дорабатывая закон за законом. Я тоже вхожу в эту работу как член комитета по социальным вопросам. Сейчас вернулся из поездки в регион. Провел три приема граждан — в Симферополе и Алуште. Приходило много людей — обращаются со своими вопросами, сложными ситуациями.

— С какими проблемами крымчане приходят?

— В основном просят разобраться в юридических коллизиях, в земельных вопросах. На всех встречах присутствовали грамотные юристы, которые могли давать совет, как правильно в юридическом отношении поступить. Администрация города тоже поддерживала. Бывает, что приходят бойцы СВО. Один из них, который участвовал в спецоперации в составе одной из ЧВК, столкнулся с трудностями с получением статуса ветерана боевых действий. Мы уже предварительно проговорили этот вопрос, я думаю, все получится. Вот такого рода вопросы стараемся решать, не подходя к ним строго формально.

С помощью местных властей продвигаем проект по внедрению шахмат в дошкольное обучение. Сейчас во всех садиках Ялты и Симферополя без исключения дети обучаются шахматам.

— Ситуация в Анапе с мазутом беспокоит крымчан?

   
   

— Да, беспокоит. Это наше общее горе. Будем надеяться, что удастся минимизировать ущерб. Точную информацию о масштабах загрязнения, я думаю, мы узнаем ещё не скоро. Единственное, что можем делать в этой ситуации — это помогать. Точно знаю, что очень много крымских волонтеров не только отправляется в Анапу, но и следит за ситуацией в самом Крыму. Руководство региона, Сергей Валерьевич Аксенов уже сказал, что Республика находится в постоянном взаимодействии с федеральным правительством и руководством Краснодарского края по вопросам ликвидации последствий ЧС в Черном море. Ситуация под контролем.

«Дети могут играть уже с 3 лет»

— Судя по всему, шахматы тоже не забываете на посту сенатора. Сбился со счета, сколько открыли шахматных школ хотя бы в одном только Крыму.

— В Симферополе открывали недавно шахматный клуб в штабе общественной поддержки «Единой России». В прошлом году мы открыли после реконструкции большую шахматно-шашечную школу, где обучаются несколько сотен детей. Также, с помощью местных властей продвигаем проект по внедрению шахмат в дошкольное обучение. Сейчас во всех садиках Ялты и Симферополя без исключения дети обучаются шахматам. Процесс идёт нормально, жалоб никаких мы не слышали.

— То есть, дети уже играют полноценные партии в 5-6 лет?

— Это вполне реально. Я научился играть в 5 лет. Сейчас процесс ещё больше омолодился, дети начинают играть с 3-4 лет.

— Хотите сделать Крым шахматной столицей России?

— Я бы очень хотел, чтобы шахматы в Крыму развивались, но в то же время мне хочется, чтобы шахматы развивались во всей стране. Я думаю, так правильнее. Крым можно использовать как хорошую площадку для тренировок. Наши санатории отлично подходят для проведения учебно-тренировочных сборов для спортсменов.

«Секрет индийцев — технологии и спонсоры»

— Следите за тем, что происходит в вашем виде спорта? Недавно появился новый чемпион мира — 18-летний Гукеш Доммараджу. Чем он оказался лучше остальных в таком юном возрасте?

— Он представитель абсолютно нового поколения шахматистов, которые совершенно по-другому мыслят. Он не застал то время, когда люди были сильнее компьютеров, с детства привык работать с машиной. Кроме того, поддержка шахмат в Индии сейчас просто колоссальная. Спортсменов опекают с малых лет. У них очень быстро появляются собственные персональные спонсоры. Несмотря на то, что Гукеш, став чемпионом мира, заработал очень приличные деньги, Министерство финансов Индии ещё и освободило его от налогов. Тут нам, конечно, есть чему поучиться. Без постоянной поддержки шахматистов сложно соперничать на международной арене. Конечно, все равно нужно стараться и воспитывать свое поколение, создавать конкуренцию.

Сейчас шахматы превратились в соревнования памяти — кто лучше запомнит те или иные варианты.

— Если посмотреть на чемпионов мира последних, вот после Вишванатана Ананда не было никого старше 1990 года. Магнус Карлсен 1990 года рождения, Дин Лижень 1992-го, Гукеш вообще 2006-го. Почему шахматы так помолодели?

— В какой-то мере процесс достижения мастерства очень сильно ускорил компьютер, искусственный интеллект и различные другие технологии. По сути, сейчас шахматы превратились в соревнования памяти — кто лучше запомнит те или иные варианты. Молодые индийцы занимаются шахматами 6-8 часов в сутки, а кто-то даже и больше. Шахматистам для тренировок не нужен живой соперник, они могут заниматься круглосуточно за компьютером. Когда-то лидировала советская шахматная школа. У нас были свои секреты, как правильно обучать шахматам молодежь. Сейчас все унифицировано. У каждого шахматиста плюс-минус одинаковый компьютер, который выдает одинаковые варианты. Сложные технологии позволяют очень эффективно отрабатывать получение преимущества в дебюте. Сейчас значение советской школы уже, конечно, не такое, как раньше.

— Если шахматисты так много времени тратят на тренировки, значит ли, что у них выгорание наступает раньше? Или тот же Гукеш сможет с 18 лет и до зрелости оставаться в топе?

— Ответ на этот вопрос можно будет дать только через 10-15 лет. Сейчас этого никто не знает. На данный момент новая плеяда молодых шахматистов, которые появились 4-5 лет назад, находится в мировой десятке. А что с ними будет лет через десять — вопрос открытый. Посмотрим, как сложится их карьера. Да, психологическая нагрузка из-за постоянной концентрации, конечно, дает о себе знать. У каждого спортсмена есть свои способы восстанавливаться.

— Например?

— По себе могу сказать, что очень помогает смена рода деятельности и занятия спортом. Когда много и активно тренируешься, плаваешь, бегаешь — не важно, перезагружаешь себя. Мозг начинает работать по-другому. После этого можно вернуться за шахматы и снова продолжить.

В эти дни проходит чемпионат мира по блицу в Нью-Йорке. Понятное дело, что туда я сейчас в любом случае не поеду. Но, вообще, если бы довелось выступать под своим флагом и гимном, то почему нет.

— Чемпионы мира в достаточно хорошей спортивной форме, несмотря на стереотипы о том, что шахматы — малоподвижный вид спорта.

— Именно.

— У вас сейчас есть время продолжать тренировки, участвовать в турнирах?

— Не так часто, как раньше, но, с другой стороны, недавно я отыграл турнир в Москве, который организовала группа компаний «Регион». В принципе, отыграл неплохо. По очкам я поделил место с первого по четвертое, но по дополнительным показателям занял третье. Боролся за первое — стараюсь держать уровень. Состав, кстати, был сильный, поэтому результат неплохой, особенно учитывая, что в шахматы я играю не так как раньше.

— Допускаете, что в какой-то момент можете вернуться в шахматы как спортсмен? Или это уже перевернутая страница?

— В эти дни проходит чемпионат мира по блицу в Нью-Йорке. Понятное дело, что туда я сейчас в любом случае не поеду. Но, вообще, если бы довелось выступать под своим флагом и гимном, то почему нет.

— Возможно ли совмещать работу сенатора и профессионального шахматиста?

— Нет, это, конечно, сложно. Работа в Совете Федерации занимает много времени.