После того как олимпийскую сборную России допустили до участия в Играх в Рио-2016, многие западные СМИ вышли с язвительными статьями, которые выставляли президента Международного Олимпийского комитета (МОК) Томаса Баха как марионетку главы Российской Федерации Владимира Путина. Причиной стало решение исполнительного комитета МОК о допуске нашей команды на Олимпиаду, которое шло вразрез с рекомендациями Всемирного анти-допингового агентства (ВАДА).
На самом же деле ни о какой марионеточной роли Томаса Баха и речи быть не может. Такой ход западных СМИ можно легко списать на желание подать невыгодную информацию под как можно более острым соусом. Однако не стоит недооценивать значимости решения исполкома МОК не только для нашей команды, но и для всего мирового спорта.
И речь тут идёт далеко не о том, будут присутствовать российские спортсмены на Олимпиаде в Рио или нет. Это решение впоследствии может привести к расколу во всей мировой спортивной семье.
Война МОК и ВАДА
В результате допингового скандала с Россией конфликт, который уже давно назревал в высоких швейцарских кабинетах, вырвался наружу и начал всё более отчётливо проступать на спортивной карте мира. Речь идёт о конфликте интересов МОК и ВАДА, двух влиятельнейших международных организаций в спорте.
Своим решением МОК пошёл против воли ВАДА, которое рекомендовало отстранить всю сборную России от участия в Олимпийских играх. Эта рекомендация стала результатом расследования комиссии во главе с профессором Ричардом Маклареном, которое продолжалось 57 дней. Оно якобы доказало существование в нашей стране государственной допинг-программы, не только поощряющей употребление спортсменами запрещённых препаратов, но и покрывающей атлетов, сдавших положительные пробы на соревнованиях, проходивших на территории России.
МОК отказался следовать рекомендациям ВАДА. В качестве причин такого решения было названо нежелание наказывать «чистых» атлетов и логичное желание следовать принципам презумпции невиновности.
Звучит благородно. Но соответствуют ли слова содержанию? Пока нет, ведь до Олимпийских игр уже не допущено более сотни российских спортсменов, вина которых в использовании допинга не доказана и доказана быть не может. Без суда и следствия отстранили не только всю сборную России по лёгкой атлетике, за исключением одной Дарьи Клишиной, но и спортсменов, которые, будучи ранее пойманы на допинге, отбыли своё наказание и встали на путь исправления, как пловчиха Юлия Ефимова.
Нет. МОК ни в коем случае не борется за права «чистых» атлетов такими кровожадными методами. Тогда за что же?
Пока всё напоминает войну за власть, которую ведут между собой две могущественные организации. ВАДА, почувствовав вседозволенность, начала вмешиваться не в свои дела. Вместо того чтобы бороться с допингом, выявляя использующих запрещённые препараты спортсменов, агентство принялось дисквалифицировать целые национальные спортивные федерации, пытаться отстранить от соревнований сборные отдельных стран.
Естественно, МОК не мог потерпеть такого вмешательства в свои дела. В данном случае, отстаивая Россию, Томас Бах и его приспешники из исполкома давали ВАДА понять, где заканчивается их сфера влияния и начинаются полномочия МОК и спортивных судов.
Ситуация с Россией была лишь первым звоночком, моментом, когда МОК и ВАДА впервые что-то не поделили на высоком международном уровне. Даже этот конфликт далеко не исчерпан, а уже назревает настоящая война, которая может бросить тень на весь спортивный мир.
От слов к делу
Озабоченность тем, что ВАДА пытается сосредоточить в своих руках слишком много власти, президент МОК высказал ещё в ходе 44-й Генеральной ассамблеи европейских олимпийских комитетов в ноябре прошлого года.
«Санкции могут налагаться только Международным спортивным судом, что позволит делать это организованно и единообразно во всех видах спорта, во всех странах. Действующее в настоящее время право обжалования санкций в различных подразделениях Спортивного арбитражного суда будет гарантировано», — сказал тогда немец Томас Бах, объясняя свою позицию по реформам, происходящим внутри ВАДА.
Из слов главного человека в мировом спорте становится понятно, что его заботят попытки ВАДА узурпировать в своих руках ещё и судебную власть. Дальнейшее развитие событий его предположение только подтвердило. Руководители ВАДА уже успели выступить с критикой в адрес МОК, который вопреки их требованиям допустил Россию до соревнований в Рио-2016.
«ВАДА разочаровано тем, что МОК не внял его рекомендациям, которые основывались на результатах расследования, проведённого профессором Маклареном. Его доклад, бесспорно, доказывает наличие в России государственной допинговой программы, которая ставит под вопрос принципы «чистого» соперничества в спорте, о которых говорится в мировом антидопинговом кодексе», — заявил, в свою очередь, глава ВАДА, британец Крейг Риди.
Грубо говоря, руководитель ВАДА поставил под вопрос саму компетентность МОК. Вскоре последовал и ответ со стороны «олимпийцев», которые сомневаются в надёжности сведений, приведённых в докладе профессора Макларена.
Речь идёт о том месте доклада ВАДА, где говорится о трёх представителях стрелкового спорта, чьи допинг-пробы якобы исчезли.
«Это является полностью неверной информацией, поскольку личности всех троих спортсменов были установлены, и оказалось, что они были дисквалифицированы в соответствии со всеми правилами. Так что не всё, что написано в докладе Ричарда Макларена, базируется на реальных фактах», — приводит слова члена исполкома МОК Рене Фазеля ТАСС.
И это лишь один пример сфабрикованных доказательств против России в докладе ВАДА. Кто знает, какая ещё правда вскроется, если, например, будет назначена независимая комиссия МОК, которая примется перепроверять всю информацию, изложенную в пресловутом докладе Макларена.
Эту пикировку высокопоставленных чиновников уже можно назвать открытой борьбы между МОК и ВАДА. Последнее, кстати, решило от слов перейти к делу. Не отказываясь от скомпрометированного доклада, ВАДА выделило дополнительные 1,3 миллиона евро на дальнейшее расследование, которое, как они надеются, сможет поставить на место не только Россию, но и весь МОК.
Первые результаты начинающейся войны мы можем увидеть уже на Олимпийских играх в Рио, где допинг-офицеры на фоне разгоревшегося скандала будут действовать максимально жёсткими методами.