Российская биатлонистка Анна Моисеева, воспитанница СШОР «Истина», обвинила старшего тренера Центра спортивной подготовки Московской области Сергея Тутмина в сексуальных домогательствах. Спортсменка написала письмо министру спорта и физической культуры Московской области и подала заявление на Тутмина в прокуратуру. 26 апреля глава областного Минспорта сообщил, что тренер уволен, правда, с формулировкой «по собственному желанию».
С чего все началось?
По словам спортсменки, в сентябре 2017 года, когда она была на первенстве России в Саранске, тренер Сергей Тутмин несколько раз предлагал ей вступить с ним в близкие отношения. Взамен он обещал Анне, несмотря на невысокие результаты на соревнованиях, оставить ее в команде Центра олимпийских видов спорта, выделить лучшие лыжи, пристрелочную мишень и зарплату, а также всячески способствовать ее карьере в биатлоне.
После возвращения из Саранска Тутмин, со слов Анны, не отстал от нее, пытался поцеловать и даже шантажировал. О случившемся Анна сначала рассказала только подруге. Также она попросила другого наставника поменять ей тренера, но это было невозможно сделать до лета, когда планировалось новое комплектование групп.
Ранее Анне удалось записать на телефон один из разговоров с Тутминым, в ходе которого он делал ей непристойные предложения. В конце концов девушка не выдержала и рассказала об этом маме и личному тренеру.
Все это биатлонистка в конце марта 2018 года изложила в своем письме министру спорта Московской области Роману Терюшкову.
Фрагменты расшифровки аудиозаписи разговора тренера Сергея Тутмина (далее - Тутмин) и биатлонистки Анны Моисеевой (далее - Аня).
Аудиозапись (22 минуты) была сделана 27.01.2018 в 21:00 в Санкт-Петербурге, УТЦ "Кавголово", в номере Тутмина. Сейчас она выложена в интернет.
Фрагмент 1.
Тутмин: Надо делать, а не говорить.
Аня: Что делать?
Тутмин: (Смеется). Сама знаешь чего.
Аня: Нет!
Тутмин: В смысле? (Смеется). Почему нет?
Аня: А зачем?
Тутмин: Тебе от этого будет… лучше.
Аня: А как же спортивный принцип?
Тутмин: Ты что, не чувствуешь?
(03:06)
Тутмин: Спортивный принцип – он да, существует.
Аня: Мне почему-то кажется, что его вообще нет. Ни его, ни справедливости. Вообще ничего!
Тутмин: Ты права!
Аня: А вы, наверное, не представляете, насколько я справедливый человек.
Тутмин: Я вообще ни в коем случае тебя, ну как бы, не подвергаю сомнению твою справедливость и твое восприятие происходящего, ни в коем случае! Я абсолютно, и не все от меня зависит, просто говорю, что ты видишь, что происходит, не все зависит, но то, что можно изменить – это можно изменить.
Аня: А что можно изменить?
Тутмин: А что ты хочешь?
Аня: Нет, я вас спрашиваю, я много чего хочу.
Тутмин: Ну все можно изменить, и зарплату изменить, спортивный принцип изменить, и отношение изменить, и все изменить. Будет совсем все по-другому. Это вписывается в то, что ты хочешь (смеется).
Аня: Мне даже нечего ответить вам.
Тутмин: Зря!
Фрагмент 2.
Аня: А вы к этому нормально относитесь, да?
Тутмин: К чему?
Аня: Ну, ко всей этой ситуации там?
Тутмин: Ну, нормально. Это первый раз в моей жизни. Нормально к этому отношусь. Ты думаешь, что, очередь тут стоит? С каждой… Н-у-у, это первый раз.
Аня: Понятно.
Тутмин: Ну, что-то как-то сложно идет все.
Аня: А, наверное, должно быть все проще?
Тутмин: Ну, не проще, просто я как-то думал, что как-то… а ты...
Аня: Вы не того человека выбрали.
Фрагмент 3.
Аня: У меня прическа. Ммм... Не надо! У меня прическа!
Тутмин: Прическа?
Аня: Мгу.
Тутмин: Собьется?
Аня: Мгу. Тяжело делать.
Тутмин: Иди снимай кроссовки.
Аня: Зачем? … Нет, я, наверное, лучше пойду.
Тутмин: Да кто ж тебя отпустит-то?! (смеется).
Аня: Сама выйду.
Тутмин: Ну, иди тогда. Я думал, что ты по-другому к этому отнесешься.
Фрагмент 4.
Тутмин: Я м-м, я тебе еще тогда сказал.. Ладно, если ты не готова, не хочешь, открывай дверь и иди. Я не буду больше тебя уговаривать. Но я считаю, что м-м для тебя это будет лучше. Потому что все настолько зыбко. Одно слово, одно действие, одно высказывание – оно повлияет на все! С учетом того, что тебе это нужно: и спорт, и зарплата, и инвентарь, и все на свете, и мишень пристрелочная, и группа стартовая, и смазка, которую тебе кладут – не всем хватает. И структура, и выбор лыж, и все на свете. Если ты по спорту говоришь. А так... И опять же эти ставки по итогам года – их не так много. Их будут определять... И команда, и та же поездка – да все на свете может быть!
Аня: Вы поймите: я до третьего августа об этом не могу говорить, не думать, ничего (прим. ред. - 03 августа 2018 г. Ане исполнится 18 лет).
Тутмин: Ань, ты уже, ну, не девочка.
Аня: А какая вам разница, что вообще..
Тутмин: Большая разница. Одно дело, если бы ты … да там, ты говоришь: до третьего августа. А так, я считаю, тебе ничего не мешает.
Идет ли проверка?
После обращения Моисеевой в отношении Тутмина была назначена проверка, она продлится до конца апреля. 26 апреля он был уволен и отстранен от тренерской деятельности.
Ранее биатлонистка вместе с мамой подали служебную записку и обратились на горячую линию «Ребенок в опасности», специалисты которой передали информацию в Следственный комитет.
Анну Моисееву вызывали к президенту федерации биатлона Московской области Алексею Нуждову и министру спорта Подмосковья Роману Терюшкову. Девушке обещали всестороннюю помощь и поддержку на время разбирательств.
Что грозит тренеру?
Министр спорта Московской области не исключил, что по результатам проверки статья увольнения может быть переквалифицирована на более серьезную. «Уголовную ответственность тренера тоже нельзя исключать, результаты проверки будут направлены в прокуратуру», — приводит его слова Interfax.
Сам Тутмин называет все обвинения в его адрес провокацией, причем хорошо спланированной. Он отрицает, что домогался семнадцатилетней биатлонистки.