Недавно в Швеции завершился чемпионат мира по практической стрельбе из карабина. На турнир приехали 650 лучших мировых стрелков из 37 стран. Итог — в трех классах оружия из четырех наши команды заняли третье место, а в четвертом — стали чемпионами. Кроме того, команда юниоров привезла золотые медали, а женская сборная — серебряные.
Несмотря на то, что для России, этот вид спорта очень молодой, команду России в Швеции представили 52 спортсмена. О том, как проходит практическая стрельба на практике, рассказал участник ЧМ, заслуженный мастер спорта по практической стрельбе, трижды чемпион мира Андрей Кирисенко.
В армии стрелять не умеют
Сергей Осипов, АиФ.ru: — Кто придумал практическую стрельбу?
Андрей Кирисенко: — В 80-х годах в США собрали конференцию, чтобы прояснить один непонятный вопрос. Довольно насущный: почему полицейский, который на протяжении 20 лет в тире показывал отличные результаты по стрельбе, в условиях реального огневого контакта позорно мазал с 5 метров? И ответ был получен. Выяснилось, что в тире, когда стрелок спокоен, и в боевых условиях у стрелка включаются совершенно разные механизмы поведения. При стрессе происходит выброс адреналина в кровь, подскакивает давление, учащается пульс, перестаёт работать мелкая моторика...
Встал вопрос о том, как учить стрелков владеть собой в чрезвычайных обстоятельствах. Ответ нашёл полковник американской армии Купер — ввести фактор времени. Когда в тире запускается таймер и стрельба идет не только на точность, но и на время, всё становится «как на войне». Довольно быстро методику Купера взяли на вооружение военные, а потом она перекочевала и в спорт. В конце XX века этот вид спорта получил название практическая стрельба.
— Кстати, какие мишени используете?
— В основном, картонные мишени, но есть и металлические тарелочки и металлические же «попперы» — столбики, похожие на перевёрнутый восклицательный знак. Металлические — самые интересные мишени. Выстрелил — сразу понимаешь, попал или нет. Соответственно, можешь что-то в своей стрельбе подправить.
Молитва стрелка
— В нашей стране власть традиционно относится к вооружённому населению с большим подозрением. Кто в России может заниматься практической стрельбой?
— Любой гражданин России с 18 лет, имеющий лицензию на какой-либо вид оружия, включая травматический пистолет, может заняться практической стрельбой. Но сначала — пройти курс безопасного обращения с оружием и сдать экзамен. Это важно! У спортсменов, которые в год отстреливают по 100-150 тысяч (!) патронов, несчастных случаев от неосторожного обращения с оружием не бывает. А вот у военных и полицейских ещё как бывает! Даже у профессионалов, увы, зачастую отсутствует культура обращения с огнестрельным оружием. Ещё хуже дело обстоит у охотников-любителей. Хотя вся культура не так сложна и укладывается в четырех принципах. Но их каждый стрелок должен не только выучить наизусть, но и записать на подкорку.
1. Любое оружие всегда считается заряженным. Получил на руки «ствол» — проверь, отсоединён ли магазин, пуст ли патронник.
2. Оружие всегда направлено в сторону мишени.
3. Перед стрельбой убедись, что между тобой и мишенью, а также за ней, никого нет.
4. Палец на спусковой крючок кладётся только в момент выстрела.
Класть палец на спуск — пошло из старого голливудского кино. В нынешних американских боевиках даже «плохие парни» так больше не делают.
Ружье, карабин, пистолет
— С каким оружием выступают на соревнованиях по практической стрельбе?
— У нас есть три типа оружия. Первый — гладкоствольные ружья. У нас это самый доступный вид гражданского оружия, хотя не совсем понятно, почему. Таких поражений, как заряд картечи, не может нанести ни одна пуля! Не случайно в некоторых американских штатах дробовик вам продадут лишь после нескольких лет беспорочного владения пистолетом. Самым распространенным ружьём у стрелков остаётся «Сайга» на базе автомата Калашникова. Это 12-й калибр.
Второй — пистолеты. С ними у нас в России сложно, поскольку гражданам запрещено иметь их дома. Спортсмены могут купить пистолет, но хранить его они обязаны на стрелковом объекте. Самые распространённые отечественные пистолеты «ПМ» и «АПС» с патроном 9Х18 (9 — калибр пули в миллиметрах, 18 — высота гильзы) для практической стрельбы не подходят. Патрон слабоват. Спортсмены стреляют в основном из гражданских версий австрийского «Глока» и разнообразных «Чезетов» (чешский пистолет CZ — Ред.) и «Кольтов». У современных боевых отечественных пистолетов ПЯ и ГШ тоже есть спортивные версии.
Третий — карабины, то есть нарезное длинноствольное оружие, которое отличается от «автомата» («штурмовой винтовки» по мировой классификации) лишь отсутствием функции ведения автоматического огня. Отечественный карабин на основе АК называется «Сайга». Но многие у нас стреляют из американского карабина М 16 с теми же конструктивными особенностями.
— Каков практический смысл практической стрельбы? Оставим в стороне ответы типа «чтобы выжить в условиях постапокалипсиса».
— Есть такое понятие, как качество мобилизационного резерва. Если завтра война, большинство мужчин будет мобилизовано. Чем резервист больше стреляет, тем он лучше подготовлен к войне.
— В Советской Армии, помнится, так объясняли солдатам редкие походы на стрельбище: пистолетный патрон стоит как батон чёрного хлеба, автоматный — как булка белого, выстрел из гранатомёта — офицерские сапоги...
— Да нет же, всё обстоит как раз наоборот! До недавнего времени наша армия была «заточена» под слабо подготовленного стрелка. Соответственно, ставка делалась на автоматический огонь в надежде, что хоть одна пуля по теории вероятности во врага да попадёт. У нас все знают крылатую фразу Суворова про то, что пуля — дура, а штык — молодец. Но как-то забывают, что у неё было начало: стреляй редко да метко. Неслучайно нынешний тренд стрелковой подготовки самых продвинутых зарубежных армий таков: каждый выстрел — в цель!
— Что отличает действительно хорошего стрелка от человека, просто владеющего оружием?
— Я довольно часто соревнуюсь с куда более молодыми офицерами из спецслужб или ВДВ. Они прекрасно подготовлены физически, но зачастую проигрывают в силу свойственной возрасту горячности и азарта. Опишу одно из упражнений с карабином. Дано: 20 мишеней на разных дистанциях, некоторые прикрыты декорациями. Нужно в очень короткий срок составить в голове план прохождения упражнения. С какой мишени начать, как продолжить, где поменять магазин, какие позиции для стрельбы занять. Таймер при этом отсчитывает время до сотых долей секунды. Стрелял точно, но медленно — проиграл. Стрелял быстро, но «мазал» — тоже. Побеждает тот, кто лучше владеет собой, а это приходит где-то после 30 лет.
Хотя это вовсе не означает, что молодёжь плохо стреляет. На недавнем Чемпионате мира в Швеции наши юниоры с соревнований по карабину привезли «золото».
— В России занятия практической стрельбой как-то структурированы?
— Да, в 2008 г. Министерство спорта выдало Федерации практической стрельбы аккредитацию. Сейчас отделения Федерации есть в 68 субъектах РФ, во всех регионах строятся или уже действуют стрельбища и тиры. Кстати, самый большой в Европе — у нас, в Подмосковье. Уверен, со временем практическая стрельба станет олимпийским видом спорта.
Смотрите также:
- Уровень — джигит. Почему русский конный спорт сложнее и зрелищнее →
- Выживает тот, кто стреляет первым! →
- Ищите опору в болельщиках →