Не виноватые мы! Как спортсмены пытаются объяснить наличие допинга

Одной из первых жертв пресловутого препарата под названием мельдоний, попавшего под запрет Всемирного антидопингового агентства с 1 января 2016 года, стала первая ракетка мира и самая богатая спортсменка планеты Мария Шарапова. Причём теннисистка сама сообщила о положительной пробе, созвав срочную пресс-конференцию. Девушка не стала уходить от ответственности и призналась, что вся ситуация стала возможной из-за её безалаберности.

   
   

«Очень важно понимать, что в течение 10 лет это лекарство не было в списке запрещённых WADA, и я его легально принимала последние 10 лет. Но 1 января правила изменились, и мельдоний стал запрещённым препаратом, о чём я не знала. Я получила письмо об этих изменениях в списке запрещённых препаратов от WADA 22 декабря, и я не открыла ссылку. Я совершила большую ошибку. Я подвела болельщиков, я подвела спорт», — заявила Мария.

Но не все атлеты соглашаются брать всю ответственность на себя. Подавляющее большинство отказывается признавать, что они осознанно принимали запрещённые препараты, таким образом пытаясь уйти от наказания в виде дисквалификации.

Мы уже перечисляли пять самых нелепых оправданий зарубежных спортсменов, некоторые из которых, как это ни удивительно, помогли им уйти от ответственности. Теперь пришло время вспомнить, как пытались объяснить наличие запрещённых веществ в своих допинг-пробах российские атлеты.

Серена Уильямс

Но для начала обратим своё внимание на главную конкурентку Марии Шараповой, американку Серену Уильямс. Она была одной из первых, кто высказал слова поддержки россиянке.

В своё время у первой ракетки мира и одной из величайших теннисисток планеты также могли возникнуть проблемы с допингом. В 2011 году Серена восстанавливалась от травмы у себя дома. В этот момент к ней нагрянула очередная внесоревновательная проверка, возможно, заставшая девушку врасплох.

Что сделала Уильямс? Она просто заперлась в специальном бункере, расположенном у неё на вилле, и отказывалась не только выходить, но и вообще общаться с незваными гостями. Позже девушка заявила, что приняла допинг-офицеров ВАДА за грабителей, испугалась и спряталась в специальную комнату.

   
   

В подавляющем большинстве случаев за отказ от прохождения допинг-теста следует максимально суровое наказание. Отказ приравнивается к признанию в применении запрещённых препаратов. Но Серене тогда всё сошло с рук.

Происки конкурентов

Многие спортсмены искренне верят, что допинг мог попасть в их организм не по их воле, а по злому умыслу конкурентов из других команд и стран. Так, например, объяснил наличие в своём тесте запрещённых препаратов один из самых титулованных российских велогонщиков Александр Колобнев, в 2011 году попавшийся на употреблении гидрохлортиазида во время «Тур де Франс»:

«Подсыпать что-то вполне реально — и пострадать от этого может любой спортсмен. Главное — желание. Мы не так хорошо защищены, как многие думают. Сейчас будет проводиться расследование, в ходе которого уже будет видно, что мне грозит. Федерация велоспорта России примет активное участие в расследовании, но пока на эту тему говорить рано. Я буду активно содействовать и помогать расследованию, ну и ждать его итогов. Но в любом случае на карьере, да и на жизни это отразится», — цитирует спортсмена агентство «Весь Спорт».

В подавляющем большинстве случаев, когда спортсмен пытается обвинить конкурентов в том, что они подмешали какую-то субстанцию ему в еду, дело заканчивается ничем. Факт подмешивания запрещённого препарата доказать практически невозможно.

Такая же идея родилась и в тот момент, когда за допинг была дисквалифицирована многообещающая российская биатлонистка Ирина Старых:

«Я не удивлён происходящим, потому что Ирина Старых хорошо проявила себя в текущем сезоне и сейчас является лидером сборной страны. Перед биатлонисткой замаячили неплохие перспективы как в личных гонках, так и, в первую очередь, в эстафетной дистанции. Почему бы такую конкурентку и не убрать», — заявил тогда глава Тюменской областной федерации лыжных гонок и биатлона Анатолий Тоболов.

Интересно, что сама Старых до сих пор считает, что допинг был занесён в её организм в результате косметических процедур, на которые спортсменка пошла ради того, чтобы улучшить свою кожу и внешний вид. В любом случае, на решение о дисквалификации это никак не повлияло.

Козни партнёров по команде

Схожая, но только ещё более драматическая версия попадания допинга в организм спортсменов всплыла во время всё того же скандала с мельдонием. Автором её стал президент Союза конькобежцев России Алексей Кравцов. Запрещённый препарат был обнаружен в анализах двух российских чемпионов мира в разных конькобежных дисциплинах, конькобежца Павла Кулижникова и шорт-трекиста Семёна Елистратова. Спортивный чиновник уверен, что искать злодеев надо не в стане конкурентов, а в собственной команде.

«По нашей версии, запрещённый препарат спортсменам был подброшен. Подброшен сознательно с целью их дискредитации. Есть основания предполагать, что это сделали их коллеги, члены национальной сборной России. Сейчас мы проводим внутреннюю проверку случившегося, в том числе и при помощи опроса на полиграфе», — заявил спортивный чиновник на специально созванной по этому случаю пресс-конференции.

По его версии, проверка на полиграфе показала, что Кулижников и Елистратов умышленно не применяли мельдоний.

Трудности перевода

Как и Мария Шарапова, призналась, что употребляла запрещённый препарат, в своё время российская чемпионка мира по плаванию Юлия Ефимова. Это произошло в 2013 году. Атлетка не отрицала, что принимала препарат, но всё же попыталась хоть как-то себя оправдать, чтобы, возможно, уйти от ответственности или получить минимальный срок дисквалификации. Девушка пыталась убедить всех, что то ли её английского языка не хватило для того, чтобы перевести названия препаратов на одной из пищевых добавок, то ли зрение подвело.

«У неё на этикетке препараты были указаны, она ссылалась на недостаточное знание английского языка. Хотя, с моей точки зрения, это неприемлемая ситуация. Вот у одного известного бразильского пловца в пищевой добавке оказалась субстанция, не указанная на этикетке. Это было им доказано, и дисквалификации не последовало. Это классический пример загрязнённого продукта», — рассказал тогда «Спорт-Экспрессу» исполнительный директор Российского антидопингового агентства Никита Камаев.

В итоге Ефимова получила дисквалификацию на два года и вынуждена была отбыть полный срок, потом всё же вернувшись в большой спорт. Вот только смущает один факт: с 2011 года Юлия живёт и тренируется в США, где, как говорят, говорит на отличном английском языке. Трудности перевода, говорите?

«Потенциальная» угроза

Самое забавное объяснение своему «проступку» дал российский бегун Станислав Мокин. Интересно, что его дисквалифицировали на два года даже не за употребление допинга, а за его провоз у себя в багаже. Атлет пытался убедить всех в том, что запрещённый правилами ВАДА препарат предназначался не ему, а его отцу и призван был увеличивать не спортивные результаты, а потенцию.

«Всё произошедшее можно охарактеризовать словами «и смех, и грех». Мокин возвращался со сбора в Киргизии: летел на самолёте, его отец ехал поездом. В багаже у Станислава было отцовское лекарство — пакетик «Андрогеля», средство для повышения потенции. На таможне этот препарат обнаружили. Мы предоставили в РУСАДА все документы, доказывающие, что лекарство принадлежало отцу. Был сделан запрос в поликлинику, откуда подтвердили, что этот препарат был выписан именно ему. Тем не менее Мокина дисквалифицировали», — цитирует объяснения Татьяны Межниной, тренера по лёгкой атлетике, ТАСС.

Я и есть допинг!

Интересно попытались объяснить необычные показатели в допинг-тесте российской лыжницы Натальи Матвеевой, также дисквалифицированной за употребление запрещённых препаратов на два года. Если верить версии «потерпевшей стороны», то допинга вообще не было, а аномальные показатели были связаны с болезнью девушки.

По словам тренера лыжницы, Татьяны Ревиной, девушка страдает от врождённого заболевания почек, которое может влиять на результаты анализа допинг-проб, рассчитанного на здоровых спортсменов. Тест Матвеевой дал положительный результат на содержание запрещённого рекомбинантного эритропоэтина (rEPO).