С нового сезона победитель чемпионата «Формулы-1» будет определяться не по количеству набранных очков, а по количеству побед в Гран-при. При такой системе чемпионом прошлого года стал бы не Льюис Хэмилтон, а Фелипе Масса. Бразилец выиграл шесть Гран-при, в то время как британец – пять. Всего же из 59 сезонов «королевских гонок» чемпион менялся бы 11 раз.
Уникальной была ситуация в 1982-м, когда пять гонщиков одержали по две победы, а чемпионом стал Кеке Росберг с одной. В сезоне 1958 года Стирлинг Мосс одержал четыре победы, Тони Брукс - три, а чемпионом стал Майк Хоторн с одной победой.
В остальном, места гонщиков от второго и ниже в итоговой таблице чемпионата будут определяться по набранным очкам. Такой шаг ФИА (Международной автомобильной федерации) стал ответом на просьбы болельщиков изменить существующую очковую систему (10-8-6-5-4-3-2-1) на (12-9-7-5-4-3-2-1), чтобы увеличить очковый разрыв между первым и вторым местом, и таким образом повысить значимость победы. Болельщики были недовольны тем, что гонщики перестали бороться за победу, дающую всего на два очка больше, чем финиш на втором месте, предпочитая финишировать вторыми.
С одной стороны, логику ФИА можно понять: нужно сделать гонки еще более интересными, заставить гонщиков атаковать всю дистанцию и присуждать титул по количеству Больших Призов. С другой стороны, это значит, что уже после половины чемпионата круг претендентов на чемпионскую корону будет крайне ограничен.
То есть ситуации прошлого года, когда за четыре этапа до финиша Роберт Кубица, имея всего одну (и ту, довольно случайную) победу в Гран При, претендовал на победу в чемпионате может и не быть.
Вместе с тем, как уже говорилось выше Масса выиграл шесть гонок, но в итоге уступил всего одно очко Хэмилтону, имевшему всего пять побед на этапах. Среди части болельщиков это вызвало бурю возмущения. Дескать, зачем нужны победы, если чемпионом можно стать и не выигрывая больше всех.
Напомним, что нынешняя система распределения очков была введена в 2003 году. Годом ранее Михаэль Шумахер выиграл 11 гонок и за шесть этапов до финиша сезона стал чемпионом мира. До 2002 года очки получали только первые шесть пилотов на финише (10-6-4-3-2-1) и разрыв в четыре очка между первым и вторым местом определи подавляющее преимущество немца.
Но уже в 2003 году, как только была введена новая система, в чемпионате сложилась парадоксальная ситуация. Чемпион определялся в последней гонке, на титул претендовали Шумахер с шестью победами и Кими Райкконен, выигравший всего одну гонку, но часто финишировавший на подиуме. Чемпионом тогда все таки стал Михаэль, так что разговоры о несправедливости новой системы поутихли, тем более, что маленькие команды-аутсайдеры были рады возможности набирать хоть какие-то очки благодаря расширению призовой зоны. В 2004 году именно очковая система сохраняла подобие интриге в чемпионате. Так Шумахер выиграл уже 13 гонок, но чемпионом стал «всего» за четыре этапа до конца сезона – сравните с результатами 2002 года.
В заключение мы приведем все случаи, когда в Ф-1 могли бы поменяться чемпионы, определяйся они по новым правилам.
1958 год: чемпион – Майк Хоторн, лидер по количеству побед – Стирлинг Мосс
1964: чемпион – Джон Сертиз, лидер по количеству побед – Джим Кларк
1967: чемпион – Денни Хьюм, лидер по количеству побед – Джим Кларк
1977: чемпион - Ники Лауда, лидер по количеству побед - Марио Андретти
1979: чемпион - Джоди Шектер, лидер по количеству побед - Алан Джонс
1982: чемпион - Кеке Росберг, лидер по количеству побед - Дидье Пирони (по количеству третьих мест)
1983: чемпион – Нельсон Пике, лидер по количеству побед - Ален Прост
1984: чемпион - Ники Лауда, лидер по количеству побед -Ален Прост
1986: чемпион - Ален Прост, лидер по количеству побед - Найджел Мэнселл
1987: чемпион - Нельсон Пике, лидер по количеству побед - Найджел Мэнселл
1989: чемпион - Ален Прост, лидер по количеству побед - Айртон Сена
2008: чемпион - Льюис Хэмилтон, лидер по количеству побед - Фелипе Масса
Смотрите также:
- В ожидании нового чемпиона. «Формула-1» готовится к финальному Гран-при →
- Королевская мощь. Княжество Монако вновь принимает Формулу-1 →
- Финал сезона «Формулы-1»: в погоне за великими →