В СССР, по сравнению с сегодняшним днём, тренировалось в сотни раз больше мальчишек. Было огромное количество спортивных школ, а мечтавших туда поступить находилось так много, что устраивали конкурсы. Я сам прошёл через такой отбор в одной футбольной школе молодёжи и помню, как мы самозабвенно тренировались и грезили втайне попасть в основной состав любимой команды. А после тренировок шли ещё сами закреплять навыки — на площадках во дворах. Вообще было много тех, кто вошел в профессиональный спорт со двора — тренеры ходили по таким площадкам, примечали таланты. В результате появлялись игроки с нестандартной техникой и нешаблонным игровым мышлением.
Сегодня же преобладают платные школы, что подавляет массовость футбольного образования: заниматься им серьёзно могут позволить себе только юноши из состоятельных семей, а в советское время мог каждый. В результате молодых, талантливых футболистов в России появляется гораздо меньше. Отдельные юноши, «подающие надежды», время от времени мелькают, но в больших футболистов они не вырастают.
Это связано с тем, что, начиная с 1991 года, в стране идёт массовая деградация всего национального футбольного хозяйства, вытекающая в свою очередь из его чрезмерной коммерциализации и тотальной депрофессионализации управления. Из-за резкого сокращения государственного финансировании спорта вообще и футбола, в частности, здесь начался массовый исход профессионалов. Наблюдалась утечка тренерских умов, как, впрочем, и «утечка ног» как реакция на полуанархию 90-х, когда с грязной водой советской власти почему-то выплеснули и здоровых детей, среди которых важное значение имел массовый спорт.
В последние годы руководство страны, вроде бы понимая всю серьезность ситуации, начинает вкладывать государственные деньги в спорт. Понемногу расширяется и сеть футбольных секций. Так что будем надеяться, что сегодняшние десятилетние мальчики лет через десять — пятнадцать выдвинут из своих рядов игроков экстракласса.
Исключительно важный императив здесь — восстановление качества тренерского состава. Раньше у нас была плеяда выдающихся по самым высоким мировым мерам тренеров — Аркадьев, Бесков, Маслов, Качалин, Лобановский и др. Ну а сегодня, когда тренер детской спортшколы получает 8 — 10 тыс. рублей в месяц, и еще ему надо тренировать в платном кружке, там — «словчить» и здесь — подработать, будет ли он в такой ситуации постоянно учиться, элементарно книжки читать? Ясно, что все это губит профессионализм, отбивает желание работать даже фанатично преданных своему делу энтузиастов. Мы очень отстали в этой сфере от других стран. Так что придется их догонять. Надо тренеров посылать за границу, организовать школы, это — прежде всего. Следует тщательно изучить опыт Голландии, Германии, Испании — у них всё очень продумано. Разумеется, систематическая государственная поддержка здесь безальтернативна. Но дело не только в деньгах. Они сейчас в футболе есть и немалые. Просто их «осваивают», имея несколько иные цели.
Кроме того в нашем футболе много серых схем финансирования. Но серые схемы дают только «серый» футбол. Это и серьёзный моральный ущерб, который наносится и футболистам и не может не сказываться на игре. Взгляните на матчи наших команд — редко когда увидишь хорошую игру. Это еще и потому, что уровень конкуренции между игроками и командами в стране чрезвычайно низок. Здесь, как правило, выигрывает счастливчик, которому повезло со спонсором, способным не считаться с расходами на приобретение зарубежных звезд.
Вовсе поэтому неудивительно, что на международной арене нам редко сопутствует удача. Поразительно, но наша сборная способна показать одну вдохновенную игру раз в четыре года: с голландцами в 2008 г. и с чехами в 2012 г. Так что воскресный проигрыш грекам и «вылет» из Евро-2012 вовсе не случайность, а самая настоящая закономерность.
Словом, одни только заоблачные зарплаты не гарантируют ни класс игроков, ни качество самой игры. В советское время деньги было принято презирать, и это была большая нелепость. Теперь другая крайность — только они и имеют значение. Но, как говорится, «хрен редьки не слаще». Страна должна найти оптимальный баланс материальных и моральных стимулов в организации отечественного футбола. И она обязана решить эту задачу в интересах огромной армии российских болельщиков.
Смотрите также:
- Александр Файфман: «О покупке прав на чемпионат мира пока не договорились» →
- Царство Сулеймана: Гаджи Гаджиев о дагестанском «Анжи» эпохи Керимова →
- Денис Глушаков: «Мы задолжали болельщикам сборной» →