Об этом на старте чемпионата Европы «АиФ» рассказал Эдвин Озолин, заведующий отделом анализа тенденций подготовки в спорте высших достижений ВНИИ физкультуры и спорта.
В июле француз Кристоф Лемэтр преодолел
Босяки
— Вспомните Олимпийские игры — будь то короткие или длинные дистанции — по мере приближения к финишу состав участников всё больше чернеет. Попыток объяснить такое доминирование была масса: это и исторически сложившаяся структура питания, и выносливость, выработанная за века. Согласно одному из последних исследований, успех темнокожих атлетов — следствие «необутой» жизни. Очень длительная ходьба и бег босиком сказались на формировании определённой мышечной структуры ноги, структура бегового шага изменилась, благодаря чему выросла экономичность самого бега. Вот почему, скажем, кениец при одинаковом потреблении кислорода с белым спортсменом может преодолеть на 200 м больше.
Впрочем, не стоит списывать белых со счетов окончательно. Ведь был же Борзов! Значит, у нас могут появиться и другие. Хотя «появиться» — слово неверное. Мало обнаружить спортсмена с внешними физическими данными, как, скажем, у Болта. Главное — это нервно-мышечная организация — та самая, благодаря которой у ямайца время касания ногой дорожки короче, чем у остальных, поэтому он скорее летит, а не бежит. Выявить общую картину возможностей спортсмена можно с помощью комплекса специализированных тестов, психологических и физиологических обследований. Но важно не просто найти спортсмена, а правильно его подготовить. Ведь и Болт не сразу побежал...
В надежде на «таблетку»
Положа руку на сердце, признаем: у нас проблемы сегодня — что с поиском, что с подготовительным процессом. Мы начинаем искать какие-то обходные пути вроде особого режима питания, оригинальных способов воздействия на организм... И в большинстве своём тренеры надеются на «таблетку», которая выходит боком при взятии допинг-проб.
Что касается антидопинговой борьбы, то, на мой взгляд, она больше напоминает войну коммерческих фирм, чем попытку вернуть спорт к состязаниям естественных способностей человека. Вроде бы спорт пытаются увести от соревнований лабораторий, которые неустанно создают новые препараты. Список запрещённых «таблеток» постоянно пополняется. Но, по сути, это бизнес против бизнеса, одни колоссальные средства против других. По моему мнению, сегодняшняя борьба с допингом в некотором роде напоминает аферу. Ведь ответа на вопрос: «Почему один препарат можно потреблять, а другой нельзя?» — нет! При этом спорт всё больше набухает от количества вложенных в него денег, а значит, в погоне за результатами будут применять всё новые подходы.
Генные технологии, вшивание дополнительных сухожилий атлетам — это наше возможное завтра. А может быть, даже сегодня! Очевидно, что в мире уже ведутся исследования, только информировать нас об их итогах никто не собирается. Способы подготовки уникальных спортсменов засекречены, ими никто ни с кем не делится. Таким образом, возможностей своего противника мы не знаем. А что касается нас самих, то, чтобы совершить революционное открытие, уходят годы. Необходимы свежие люди со свежими идеями. А их фактически нет. Труд науки оценивается очень низко. Скажем, заведующий лабораторией получает в месяц
Смотрите также:
- Александр Кузнецов: Велоспорт в России находится в системной кризисе →
- Мутко: не справились с медальным планом? Расстреляем! →
- Алексей Маслов: Китайская грамота →