Жеребьевка международных турниров, согласование календарей сборных, рассмотрение жалоб, исков и апелляций, подписание крупных контрактов, наконец, проведение презентаций заявок на проведение чемпионатов мира. Все это происходит в Цюрихе, в штаб-квартире структуры, которую все справочники называют не иначе как управляющей всем мировым футболом. ФИФА - это не только Йозеф Блаттер, но и 300 сотрудников, десятая часть которых работает в передвижном офисе, располагающемся на территории страны-хозяйки очередного континентального первенства. К слову, шансы на то, что уже через четыре года из солнечного Рио-де-Жанейро он перекочует в Москву или Санкт-Петербург выглядят вполне себе существенными - об этом говорят не только специалисты William Hill, принимающие на Россию ставки с коэффициентом 3.00 (к слову, немногим большим, чем на Англию), но и глава отдела продаж ФИФА Алекс Джобст, который на днях побывал в Москве с лекцией на специализации «Менеджмент в игровых видах спорта» Государственного университета управления. Оптимизм немецкого специалиста в отношении России завязан в первую очередь вокруг коммерции.
- С этой точки зрения Россия выглядит весьма привлекательно. Кроме того, это хороший вариант для партнеров ФИФА, для многих из которых российский рынок является стратегически важной площадкой для дальнейшего развития, - говорит он и добавляет дежурную фразу о том, что эти факторы не является ключевыми при определении страны-хозяйки чемпионата мира.
Как рассказал Джобст, за четырехлетний цикл, проходящий с момента окончания одного чемпионата мира до начала другого ФИФА удается заработать в районе 3-4 млрд. долларов. 60 процентов этой суммы формируется за счет продажи прав на телетрансляции (чемпионат в ЮАР, к слову, будут показывать более 400 каналов), 34 процента - за счет маркетинговой деятельности, оставшиеся же 6 процентов приходятся на hospitality. В виду того, что ФИФА является некоммерческой организацией, все заработанные средства уходят на дальнейшее ее развитие. Так, на организацию и проведение чемпионата мира, как правило, уходит около 40 процентов от этой суммы. В случае ЮАР этот показатель будет несколько больше из-за того, что уровень футбольной и сопутствующей инфраструктуры в стране оставлял желать лучшего. По предварительным расчетам, в ЧМ-2010 с учетом всех проектов, которые проводились и еще проводятся в его рамках, будет потрачено (точнее сказать - инвестировано) более 2 млрд. долларов. Помимо затрат непосредственно на организацию чемпионатов мира, распределение заработанных ФИФА средств происходит по следующим направлениям: спецпроекты, проведение других международных турниров, оперативные расходы, развитие футбола, а также - производство медиа-продуктов.
За три года, прошедшие с момента завершения чемпионата в Германии, ФИФА заработала 2898 млн. долларов. При этом расходная часть бюджета составила 2469 млн. долларов. Об итоговых показателях федерации можно будет судить только после окончания турнира в ЮАР, пока же в качестве ориентира можно привести цифру в 663 млн. долларов - именно столько составила чистая прибыль ФИФА за предыдущий четырехлетний цикл. Стоит также отметить, что хоть текущий цикл еще и не окончен, федерация уже сделала предварительные прикидки на следующий: так, в период с 2011 по 2014 год, федерация планирует заработать в районе 3,8 млрд. долларов с учетом всех сложностей, которые могут возникнуть в связи с проведением мирового первенства в Бразилии.
Как уже было сказано, предстоящее мировое первенство будет транслироваться более чем на 400 каналах. С телевидением связаны и другие не менее занимательные показатели. Суммарная аудитория чемпионатов мира, например, измеряется цифрой в районе 26.3 млрд. человек, то есть в среднем на матч приходится 411 миллионов зрителей. Разумеется, здесь необходимо сделать скидку на то, что пик зрительского интереса приходится на открытие, полуфиналы и финал - эти матчи смотрит гораздо больше 411 миллионов зрителей, соответственно, какие-то матчи на групповой стадии проседают по этому показателю.
Что касается партнерских программ, то прежде соответствующий статус имели 15 компаний. Теперь же эта система претерпела некоторые изменения, и официальные партнеры у ФИФА есть только в шести направлениях. Кроме того, еще 6-8 компаний имеют статус официальных партнеров чемпионата мира, и еще 4-6 являются национальными партнерами.
В вопросе партнерства российские компании пока находятся в пассивном состоянии - предложений в ФИФА от них не поступало. Впрочем, директор по продажам федерации считает, что крупные игроки на рынке активизируются, если Россия получит право на проведение ЧМ-2018, но при этом отметает первого пришедшего на ум кандидата.
Впрочем, ФИФА старается по возможности никому не отказывать, ведь компаний, которые готовы сотрудничать с нами, на самом деле не так уж и много. Так что если в России появится компания, готовая стать партнером ФИФА, мы постараемся сделать все, что в наших силах, чтобы начать взаимовыгодное сотрудничество.
Смотрите также:
- Евгений Гинер: Стадион строю без разрешения – могут и в тюрьму увезти →
- Андрей Малосолов: Европол поможет Блаттеру. Уйти →
- Стадиону «Спартак» помощь государства не нужна →