Генплан по рекордам. Как найти чемпиона и добыть медали с помощью укола

Эксперт «АиФ» уверен, что и через 50 лет мы увидим новые рекорды. Впрочем, возможно, устанавливать их будет не совсем человек. 

   
   

Ильдус Ахметов, директор учебно-научного центра Поволжской академии спорта, научный сотрудник Метрополитанского университета (Манчестер).

Секретные лаборатории, где конструируют совершенных людей, - это не такая уж голливудская фантастика. Я уверен, подобные работы ведутся - в том же Китае. Конкретных фактов ни у кого нет, но ряд косвенных признаков позволяет об этом говорить. Помню, после успеха китайцев на Играх-2008 мы посещали Пекин. Тогда меня поразила «стерильность» научных лабораторий и тренировочных центров. Посетителю не должно попасться на глаза ничего лишнего. Возможность задать вопрос исключена, сотрудники во время визита чужака просто исчезают. Известно лишь, что китайцы отбирают детей в различные виды спорта по генетическим показателям - маркерам. Но информация об этих показателях секретная. Вообще в учёном мире принято публиковать данные об открытиях в специализированных журналах. Так вот в этих журналах нет никаких сенсаций от китайцев - и это при огромных масштабах финансирования спортивной науки в этой стране! Открытия они берегут для внутреннего пользования, активно внедряя генетику в процесс добычи олимпийских медалей.

Кстати
Природой задумано, что гены, влияющие на наши различные качества, работают не постоянно: они то включаются, то выключаются. Есть препараты, которые, поступая в организм и попадая в клетку, могут на время активировать или подавить работу генов. Более того, можно добавить в организм новый ген (вводится вместе со вспомогательными элементами, которые позволяют ему попасть внутрь клетки). Такой ген похож по структуре на человеческий, только работает всё время.

Труд или ген  

Известная формула (успех - это 1% таланта плюс 99% трудолюбия) если и была актуальная для спорта, то только в начале прошлого века. Уровень конкуренции был настолько низок, что чемпионом можно было стать за счёт усердия. Но, по мере того как росли заработки в спорте, а соответственно, и количество претендентов на них, на первый план вышла генетика. На основании исследований в среднем её роль составляет ­65-70%. В спортивной гимнастике, тяжёлой атлетике, спринте (там, где качества плохо тренируются) этот процент выше. Хоть 24 часа в сутки проводи на беговой дорожке, но если нет генетической предрасположенности к спринту - высоких результатов не будет. 

Поиски генетических ответов на спортивные вопросы начались ещё в 50-60-е годы. Учёные тогда пытались найти взаимосвязь между группой крови и склонностью к тому или иному виду спорта. Но те работы были не очень обоснованными. Прорыв произошёл в 1997 году, когда был открыт ген АСЕ - так называемый ген спорта. Сразу скажу, что ген АСЕ, как и любой другой ген, есть у каждого, только устроен он у людей по-разному. Вот эти особенности и влияют на склонность к спорту. Если человек имеет одну версию АСЕ, то он предрасположен к одним дисциплинам, если другую - к другим (см. инфо­графику - результат исследования россиян).

Сегодня у наших учёных в арсенале уже есть порядка 100 генетических маркеров, характеризующих спортивную предрасположенность человека. Но нужно ещё лет 5-10 для получения полной картины, то есть чтобы не просто говорить о склонности к видам спорта на выносливость, а с высокой точностью определить дисциплину. Опять же, если мы сумеем уменьшить себестоимость исследования (сейчас это порядка 1000 руб.), можно будет внедрить спортивные генетические тесты в национальном масштабе. Скажем, делать его с общим анализом крови и мочи. Тогда мы получим представление о спортивных особенностях наших детей. 

Какое отношение это имеет к рекордам? Дело в том, что выдающимися спортивными способностями обладают 0,13% людей. Количество же тех, кто способен установить мировое достижение, ещё меньше. Но они есть. Вопрос в поиске. Исследования населения как раз и помогут нам выявить уникальных людей. Грубо говоря, в наших силах сделать так, чтобы условная Исинбаева с её талантами попала не в музыкальную школу, а в спортивную, в секцию прыжков.

   
   

Дело об уколах  

Понятно, что любое открытие имеет тёмную сторону. Раз велик вклад генов, то велик и  соблазн манипуляций с ними. Неслучайно китайцы скрывают свою «кухню» от посторонних глаз. Что стоит за сенсацией «Учёные создали мышь, способную пробегать в 2 раза больше, чем её братья»? Это работа укола, который активировал мышиный ген, отвечающий за выносливость. Так же и с человеком. Можно менять уровень гемоглобина (скажем, у кенийских бегунов он отличный от нашего), состав мышечных волокон и т. д. Если вмешаться в гены человека, то мы перечеркнём представление о рекордах. Про достижения ямайца Болта забудут. На аренах будут демонстрироваться совсем иные возможности... Только это будут возможности не человека, а некоего синтетического организма. 

К слову, на гены можно воздействовать так, что человек начнёт радостно, с повышенной самоотдачей трудиться. Причём необязательно делать укол - вирусные препараты, несущие генетические конструкции, попадают в организм и через лёгкие. Если говорить не о спорте, то можно смоделировать ситуацию, при которой работодатель распыляет такое вещество через вентиляционные системы и получает суперработников. Это не так нереально, как кажется.

Но вернёмся к спорту. Изучая архив новостей, вы обнаружите атлетов, пойманных на допинге нового поколения. Речь, как правило, идёт о препаратах «Айкар» или GW1516. Их можно приобрести даже официально под предлогом клинических испытаний. Эти вещества, наличие которых в организме легко определить, на некоторое время изменяют активность генов. Но, по сути, это не настоящий генный допинг, а его лёгкая версия - так называемые модуляторы генной экспрессии. Истинный же генный допинг - препарат, изменяющий структуру генов человека на долгое время. Идеальный путь поступления его в организм - инъекция в мышечную ткань. Выявить его очень сложно - необходимо делать забор ткани именно в месте укола. И что делать «разоблачителям»? Тыкать в спортсмена до бесконечности в разные точки его мышц - а вдруг? Конечно, на Олимпиаде никто этим заниматься не будет. Вот почему ВАДА (Всемирное антидопинговое агентство. - Ред.) активно спонсирует проекты, которые смогут выявить такой допинг с помощью косвенных методик. Но, насколько я знаю, пока малоуспешно.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также: