На Олимпиаде-2022 российские двоеборцы занимали привычные для себя 30-40-е места. «Ну и зачем ездить на Игры туристами?!» — негодовали болельщики.
Почему наши спортсмены всё сильнее отрываются от элиты, рассказал тренер Александр Юлаев.
«Помогать нам никто не хочет»
— Результаты российских двоеборцев называют провальными. В Пекине у Вячеслава Баркова, Артёма Галунина и Самира Мастиева был шанс выступить успешнее?
— К сожалению, это реальное отражение сил. На этом уровне российские двоеборцы находятся более десяти лет. В адрес наших ребят сейчас много критики: «Зачем на Игры приехали, туристы!»
Но само по себе попадание на Олимпиаду — вот наш предел мечтаний.
Барков и Мастиев — спортсмены возрастные. Тяжело ждать, что они прибавят. Галунину — 22 года. У него есть перспектива выйти на другой уровень.
Но надо понимать: мы очень сильно отстаём от элиты мирового лыжного двоеборья в плане инфраструктуры. В Германии трамплин есть почти в каждом маленьком городке. А сколько соревновательных трамплинов в России? Нижний Тагил, Чайковский, Сочи.
— Если хромает прыжковая подготовка, почему нельзя наверстать результаты в гоночной части? Вон наши лыжники какие результаты показывают. Российские двоеборцы что, не могут потренироваться вместе с Большуновым и компанией?
— Мы несколько раз пытались договориться с тренерским штабом сборной по лыжным гонкам о совместных тренировках. Но это не так просто сделать. Я прекрасно понимаю, что в лыжной сборной мы никому не нужны. Зачем Большунову тренироваться с какими-то двоеборцами, которые в первую тридцатку не попадают?!
Может быть, в следующем олимпийском цикле удастся договориться. Нашим спортсменам это бы очень помогло.
Эстонец Кристьян Илвес в Пекине стал 9-м в соревновании на Большом трамплине (HS-140). Пару лет назад он выступал на уровне российских спортсменов, а сейчас подтянулся к элите. Как? Стал на постоянной основе тренироваться с норвежской сборной. В том числе и с их звёздными лыжниками.
— Если свои лыжники не хотят помогать, почему бы не поехать на стажировку за рубеж?
— Перед Олимпиадой в Сочи тогдашний лидер нашей сборной Эрнест Яхин ездил в Италию, проходил летне-осеннюю предсезонную подготовку. Особого эффекта от этого не было, потому что методику подготовки ему там никто раскрывать не стал. Это эстонец может договориться с норвежцами, а нам помогать никто не хочет. Нужно рассчитывать на свои силы. Ещё раз повторю, у нас проблема с инфраструктурой, а методики тренировок есть свои. С советских времён есть. И ничем они не уступают европейским.
«Одеты, как мыши! Кто в чём»
— У трамплинистов проблемы схожие. Но российские летающие лыжники в Пекине преподнесли одну из главных сенсаций, завоевав серебро в смешанных командных соревнованиях. Как двоеборцам пойти по стопам коллег?
— В сборной России по прыжкам на лыжах с трамплина произошла показательная история. В тренерский штаб пришли молодые специалисты. У того же Ильи Рослякова есть и богатый опыт выступлений, и знание иностранных языков, и понимание процессов, которые сейчас происходят в трамплинном спорте.
С появлением новых тренеров наших трамплинистов наконец-то одели и обули нормально!
С экипировкой в наших видах спорта проблема страшная. Люди уровня сборной России ещё как-то могут найти более-менее приличный инвентарь. А на детских, юношеских соревнованиях все же одеты, прошу прощения, как мыши! Кто в чём.
У меня ученики недавно выступали с инвентарём 80-х годов! Нашли на складе нераспакованные лыжи, которые когда-то для общества «Буревестник» предназначались.
— Двоеборцы в Пекине выступали не в советских комбинезонах?
— На Олимпиаду их экипировали нормально. Галунин (Александр Юлаев с детского спорта работает с Артёмом, — АиФ.ru) рассказывал, что у него одни только лыжные палки 27 тысяч рублей стоят. С комбинезонами проблему тоже решили. Ведь на международных стартах наших двоеборцев часто отстраняли из-за проблем с экипировкой.
В Пекине в нашей сборной подстраховались и ушили комбинезоны на несколько размеров. Артём Галунин звонил мне и жаловался: «Я теперь сесть в комбинезоне не могу, он, того гляди, лопнет в груди» (смеётся).
«Вокруг одни астматики»
— После серии отстранений на Олимпиаде-2022 многие узнали, что ведущие трамплинисты хитрят с комбинезонами. В лыжном двоеборье «гонка технологий» тоже происходит?
— Ведущие команды каждый год что-то придумывают. Австрийцы, немцы, поляки сами шьют себе ботинки. Постоянно что-то изобретают, чтобы обойти правила. А мы, кстати, всю экипировку покупаем за границей.
Что они присылают нам? Точно не лучшие варианты. В гонке технологий мы сильно отстаём.
— Тема допинга в Пекине всплывала не раз. Для лыжного двоеборья эта проблема актуальна?
— «Астматиков» в лыжном двоеборье тоже хватает. Схема, как у норвежских лыжников — ребёнку в детстве ставят диагноз «бронхиальная астма», а затем оформляется разрешение на использование фуросемида и других препаратов.
Кстати, Артём Галунин тоже родился с астмой, а в 10 лет этот диагноз сняли. Мы с его родителями так радовались — ребёнок благодаря спорту здоровье поправил! А оказывается, надо было пытаться оставить диагноз в силе и потом легитимно использовать всякие спреи перед гонкой.
Обвинять поголовно всю элиту лыжного двоеборья не хочется. Но вот ещё один пример. Артём Галунин весит 65 кг. Для трамплиниста это довольно много, но ведь ему ещё нужно лыжную гонку бежать — без мышечной массы не обойтись. А посмотрите, как выглядят норвежцы или немцы. Скелеты! Артём постоянно удивляется: «Чем они гонку бегут? У них же мышечной массы вообще никакой нет!» А нам в гонке привозят по несколько минут.
Я перед Олимпиадой сказал Артёму: норвежцев тебе не обогнать, но будешь чемпионом среди здоровых! (смеётся)