Что предлагает Лондон
Вопрос с проведением летних Олимпийских игр-2020 встает все более остро. Не так давно АиФ.ru уже рассказывал о возможности отмены или переноса Игр. Никто в открытую не заявлял о таком сценарии, надеясь, что в скором времени ситуация с распространением коронавируса пойдет на спад и все образуется само собой.
Но этого пока не происходит. Чиновники из оргкомитета Игр ежедневно получают отчеты из Всемирной организации здравоохранения, и цифры не радуют: число новых заразившихся намного превышает число тех, кто вылечился. В том числе неутешительная статистика приходит из Японии, страны-хозяйки Олимпиады. Неудивительно, что высказывания о невозможности проведения там главного спортивного мероприятия четырехлетия звучат все громче.
Частично неутешительные прогнозы подтверждает региональный директор Всемирной организации здравоохранения и эксперт по инфекционным заболеваниям Шигеру Оми: «Нет совершенно никакой гарантии, что распространение вируса прекратится или ослабнет к началу Олимпиады в Токио. Мы должны предположить, что вирус уже распространяется по Японии. Люди должны понимать, что мы не можем полагаться на пограничный контроль, чтобы предотвратить распространение болезни».
Согласно последним данным статистики, число заболевших пневмонией, вызываемой коронавирусом COVID-19, составляет примерно 75 тысяч человек. Более двух тысяч скончались от этой болезни. Непосредственно в Японии число заболевших превышает 700 человек.
Первым инициативу в свои руки решил взять кандидат в мэры Лондона от Консервативной партии Шон Бэйли. В интервью City A. M. он призвал Международный Олимпийский комитет рассмотреть в ближайшее время вопрос о переносе Олимпиады из Токио в Лондон. «Учитывая продолжающиеся срывы, вызванные вспышкой коронавируса, я настоятельно призываю Олимпийский комитет серьезно рассмотреть вопрос о готовности Лондона принять Олимпийские игры, если возникнет такая необходимость. У нас есть инфраструктура и опыт, и, если меня изберут, я позабочусь о том, чтобы Лондон снова был готов принять самое большое спортивное торжество, если нас позовут в час нужды», — заявил Бэйли.
Позиция Токио
Конечно, данное выступление можно рассматривать как уловку в предвыборной гонке. Но даже если это действительно так, то суть особо не меняется. В случае невозможности провести Игры в Токио они должны быть оперативно перенесены в ту страну, где есть вся необходимая инфраструктура, как спортивная, так и туристическая. Лондон, безусловно, входит в число условных городов-сменщиков.
Можно вспомнить, что не так давно столица Великобритании уже принимала летние Олимпийские игры. Было это в 2012 году, и прошли они блестяще. Повторить англичанам не составит труда. Говорит об этом и бывший министр спорта Великобритании Трейси Крауч: «В городе нет никаких проблем с инфраструктурой, большая часть прямо завтра готова к работе».
Лондонская позиция, пусть и со стороны кандидата в мэры, не могла оставить равнодушными власти Токио. Там остались крайне недовольны высказываниями Шона Бэйли. Незамедлительно последовала реакция губернатора Токио Юрико Коикэ.
— Неуместно пытаться использовать эту проблему в своих интересах в ходе борьбы за пост мэра, — сказала Коикэ японским СМИ. — Причина, по которой эта проблема привлекла внимание во всем мире, связана с круизным лайнером Diamond Princess. Но круизный лайнер принадлежит Великобритании. Я надеюсь, что подобные аспекты дела будут осознаны.
Позиция Токио понятна: там верят в проведение Олимпиады в установленные сроки и пока думать не желают о переносе и тем более отмене. В инфраструктуру вложены огромные деньги, планируется не просто их отбить, но и получить солидную прибыль. Проведение Олимпиады — это не только голы, минуты и рекорды, но и в первую очередь — коммерческое мероприятие всемирного масштаба. Потерять этот лакомый кусок значит потерять очень многое в финансах и имидже.
Пять причин, по которым нельзя перенести Олимпиаду
Понятно, что до этого пока далеко, но пофантазировать на тему переноса Олимпиады из Токио в Лондон или любой другой готовый к этому город можно прямо сейчас. И если разложить все по полочкам, то данная авантюра пока не выглядит реальной. Для этого есть как минимум пять простых причин. Рассмотрим их.
1. Финансовые затраты.
Если Шон Бэйли думает, что перенести Олимпиаду из одного места в другой примерно так же легко, как переехать в новую квартиру, то он сильно заблуждается. Просто вызвать «Газель» и переехать не получится. Для этого потребуются миллионы и миллионы фунтов стерлингов. Кому как не Лондону знать это по Играм-2012. Когда город выбрали столицей Олимпиады в 2005 году, в бюджет на проведение заложили 2,37 млрд евро, а обошлись они в итоге в 12 млрд евро! Более того, есть неофициальная информация, что на самом деле со всеми издержками было потрачено в два раза больше: 24 млрд евро.
Даже с учетом того, что в этот раз не нужно строить новые спортивные объекты, все равно сумма выйдет огромной. Готов ли это компенсировать Бэйли из своего кармана? Ответ очевиден.
2. Церемонии открытия/закрытия.
Церемонии открытия и закрытия — это лицо Олимпиады. Сценарии двухчасовых представлений готовятся годами и держатся в строжайшем секрете. Их делают лучшие люди страны, а иногда привлекаются и зарубежные специалисты. Сложно предположить, что Лондон готов за четыре месяца сделать что-то стоящее.
3. Невозвратные тарифы.
Неотъемлемая, а возможно, главная часть Олимпиады — болельщики. Со всего мира они съезжаются в столицу Игр. Как правило, большинство готовят свои поездки заранее — за год, а то и больше. Это связано с возможностью успеть забронировать авиабилеты и жилье по доступным ценам. Зачастую выбираются варианты с невозвратными тарифами. Если Олимпиаду из Токио перенести, то кто компенсирует затраты и потери простым гражданам?
4. Визы.
Великобритания — визовая страна, и это тоже создает серьезные проблемы для желающих посетить Игры. Перенос Олимпиады в Лондон может создать серьезные проблемы с посещаемостью. Кстати, в 2012 году было вложено немало сил в то, чтобы трибуны заполнялись не только на топовых соревнованиях. На некоторые виды спорта болельщиков так и не удалось затащить.
5. Спонсоры.
Возможно, с этого даже следовало бы начать. Сейчас все рекламные кейсы заточены под Японию. Перенос в Лондон или любой другой город обрушит маркетинговую составляющую. Переделать за 3-4 месяца все, что нарабатывалось годами, просто нереально.