«Будут цепляться, чтобы нагадить Валиевой». Голоцуцков — об Олимпиаде

Из личного архива

Антон Голоцуцков — двукратный призер Олимпийских игр в Пекине в спортивной гимнастике, трехкратный призер чемпионатов мира и трехкратный чемпион Европы. Пройдя через Олимпиаду, он прекрасно понимает, насколько тяжело российским спортсменам бороться не только с соперниками, но и с предвзятым отношением к себе со стороны чиновников WADA и не только их.

   
   

«Надо быть на голову выше всех»

Александр Боярский, АиФ.ru: Вы представитель летнего вида спорта, а за зимней Олимпиадой в Пекине удавалось следить?

Антон Голоцуцков: Конечно, по возможности смотрел наиболее яркие соревнования, радовался победам наших ребят. Пожалуй, больше внимания уделял фигурному катанию.

— В фигурке случился и самый громкий скандал всей Олимпиады...

— Обидно, когда чиновники срываются на российских спортсменах и устраивают такое, чего вообще не должно быть. Изначально Олимпиада задумывалась как мероприятие, на котором можно решать вопросы мирным путем. А сейчас нас хотят подтолкнуть и подщипнуть, где не ждешь. Спортсмены тратят все силы и лучшие годы жизни ради поездки на Олимпийские игры, а в ответ вон что получают, как в случае с Камилой Валиевой. Пусть придумывают свои допинги-шмопинги, но, к счастью, мы все равно не сдаемся и показываем достойные результаты. Я не предлагаю отказываться от Олимпиады, участие в ней — мечта каждого спортсмена! Просто надо быть на голову выше всех.

Насколько знаю, сейчас нужно указывать чуть ли не ежедневно свое местонахождение. Я не представляю, как это возможно соблюдать?

— «Дело Валиевой» — чистой воды политика?

— Конечно. Она пробы сдала в декабре, а раструбили об этом аккурат после победы в командном турнире и перед личным. Просто взяли и нагло вывели девочку из равновесия. Ждали этого момента, молодцы, сделали свое дело. У спортсменов нет двух жизней, они должны быть готовыми к главному старту здесь и сейчас. А если умышленно выбивают из колеи, ничем хорошим это не закончится. У организаторов Олимпиады должны быть ценности: честность, порядочность и так далее. Но мы это видели? Даже сложно представить, что творилось в душе 15-летней девочки. Ночами не спала, переживала: допустят или нет? Вот и не выдержала психологически.

   
   

«Ночью до меня не дозвониться»

— Вы завершили активную карьеру ровно десять лет назад. Тогда проверки на допинг были такими же строгими?

— Естественно, в этом плане мало что изменилось. Заполняли различные анкеты, бумаги. Правда, ко мне никто и никогда ночью не заваливался домой, чтобы взять пробу. Хотя сдавали мы регулярно до и после соревнований. Поверьте, когда хотят докопаться, то и до столба докопаются, для них это не проблема.

Доверять можно только личному тренеру, который душу в тебя вкладывает. Стоит открыть рот, можно получить ворох проблем.

Насколько знаю, сейчас нужно указывать чуть ли не ежедневно свое местонахождение. Я не представляю, как это возможно соблюдать. Да, у спортсменов всё расписано на месяцы вперед, но график постоянно сбивается. Есть же какие-то текущие дела, которые невозможно предусмотреть. Давайте еще датчики на людей повесим, чтобы их контролировать можно было, как такси: где сейчас находится и через сколько будет на месте. Бред же. В конце концов, есть личная жизнь. Я, например, на телефоне ночью устанавливаю ночной режим, до меня после определенного времени дозвониться вообще невозможно никому, кроме мамы. Я отдыхаю для всех. Или должен ждать звонка непонятного допинг-офицера с новостью о том, что он под дверью?

— Еще один тонкий момент для любого спортсмена — как уследить, чтобы в организм не попал запрещенный препарат? Оказывается, через родного дедушку может, как в случае с Валиевой по официальной версии.

— Это непросто, правда. В нынешний век следить за этим нужно очень строго. В мой век мне тоже иногда давали витамины, но я их не принимал: не считал нужным. Я и без них чувствовал себя превосходно в свои 22-27 лет, когда был на пике формы. Знать, что дает врач, ты обязательно должен.

Однажды со мной произошел случай. Когда я только поднимался до уровня сборной, оставил свой рюкзак, нужно было отбежать на пять минут. Рядом были ребята, которых я хорошо знал: попросил их присмотреть. Вернулся — нет сумки. Так и не вернули. Потому что конкуренция, борьба за место в команде. А что говорить про другие страны? Там будут только счастливы что-то подлить, подсыпать и так далее. Всегда нужно иметь свою бутылку с водой, не оставлять её без внимания. Доверять можно только личному тренеру, который душу в тебя вкладывает. Стоит открыть рот, и можно получить ворох проблем.

«Печальный исход для Валиевой и сборной возможен»

— Есть предположение насчет того, чем закончится «дело Валиевой»? Дадут ей и сборной России медаль за командный турнир?

— Тяжело, конечно, давать какие-то прогнозы. Видно же, что с нами не хотят дружить и играть честно. Я не исключаю любого исхода, в том числе и самого печального. У них есть формальный повод наказать, будут за него цепляться, чтобы нагадить нам.

«Гимнастика должна быть базовым видом спорта»

— Вы сейчас работаете с юными гимнастами в собственной академии. Как им объяснить, что теперь мало быть сильным спортсменом, чтобы пробиться на Олимпиаду, нужно еще и не иметь проблем с допингом, даже если ты его никогда не принимал?

— Поверьте, любой начинающий спортсмен это прекрасно понимает и отдает себе отчет в том, насколько важно следить за всем, что происходит в этой сфере. Но в моей академии занимаются и совсем юные мальчики и девочки, для которых это дело далекого будущего. Я всегда мечтал, чтобы гимнастика была массовым видом спорта. Скажем, ребенок может прийти в два года и начать заниматься, а в шесть уже определиться с дальнейшим видом спорта. Это может быть и футбол даже. Гимнастика должна давать базовые навыки, которые пригодятся в дальнейшем. Прошедшие через гимнастику дети будут на голову выше тех, кто не занимался.

В советское время знаете, как было? Приходит ребенок в хоккейную секцию, бокс или борьбу, неважно. Тренеры спрашивают: «Гимнастикой занимался раньше?» Он отвечает: «Нет». Ему в ответ: «Иди занимайся, через два года приходи снова».

Моя задача — сделать гимнастику базовым видом спорта, чтобы ей занималось максимальное число детей. Причем речь не идет о спорте высших достижений. Кому дано, тому дано. А спорт с юных лет никому не вредил. Через нашу академию (это два филиала в Москве и один в Сочи) за последние пять лет прошли более двадцати тысяч детей. Я мечтаю о том, что кому-то из них посчастливится попасть в спорт высших достижений. Участвуем регулярно в соревнованиях, наши юные спортсмены побеждали уже не раз.

Знаете, я ведь понял, что гимнастика может стать смыслом жизни, только в 11 классе, а до этого ерундой занимался. Ну как ерундой: мне многое легко давалось, поэтому не относился к ней серьезно. А однажды поехал на молодежный чемпионат Европы — и выиграл его. Получил медаль и премию — больше, чем моя мама зарабатывала за год. Тут-то меня и осенило: «Нужно относиться к гимнастике серьезно и ставить новые цели». Так и получилось в итоге. Об этом и своим ученикам рассказываю.