За день до закрытия Олимпиады Россия сумела прорваться в тройку лидеров. 23 золотые, 21 серебряная, 28 бронзовых медалей. Их меньше, чем мы ожидали. И больше, чем мы могли…
В Афинах наши спортсмены поднимались на пьедестал 92 раза. В Пекине - 72.
«Я в некотором смысле понимаю чувство неудовлетворённости результатами Олимпиады, - говорит министр спорта Виталий Мутко. - Сейчас нет смысла устраивать разборы полётов, махать шашками, рубить головы. Всё это надо было делать четыре года назад, после завершения Игр в Афинах… Сейчас мы имеем результат того, что происходило весь этот олимпийский цикл. В Пекине мы продемонстрировали свой нынешний уровень».
Cвоя правда
Спортивных чиновников в последние дни Олимпиады в Пекине видели редко. Они покидали город по-английски. Без помпы и обычных начальственных радостей в виде заключительных приёмов и речей. Руководитель Олимпийского комитета Леонид Тягачёв с прессой предпочитал не общаться, сбегал от журналистов в вип-зону. Под ним кресло, говорят, уже покачнулось.
«Мы все мероприятия, которые от нас требовали, провели, обещания выполнили, - говорят в ОКР, - и вообще, ответственны только за участие в Играх. Деньги-то через другие каналы идут». Через Росспорт. «В некоторых федерациях сидят бездельники, которые знают, что никуда мы не денемся и по-прежнему будем их финансировать», - парирует глава Росспорта Вячеслав Фетисов. У федераций своя правда: «Немцы тратят на триатлон 6 млн. долл. в год. А нам дают 150 тыс. Причём для получения хоть каких-то денег мы вынуждены заявить медаль в плане Росспорта».
Чем занимаются все эти чиновники от мира спорта, теперь уже экс-тренер мужской гандбольной сборной Владимир Максимов не понимает. Столько красивых слов сказано о молодёжи, а заменить травмированных 30-летнего Алексея Растворцева и 32-летнего Эдуарда Кокшарова Максимову некем. Не понимает про дела спортивных боссов и Аркадий Вятчанин, принёсший сборной две «бронзы» в плавании. К Пекину его готовили папа и мама, денег и сил не жалели - вот и результат. Но тягаться с бригадой учёных 8-кратного чемпиона Фелпса родителям-то не под силу...
Тэквондо, бадминтон, парусный спорт… Бог с ними. Скажем, что традиционно не наши, и успокоимся. Но что говорить про дзюдо, батут и спортивную гимнастику? Казалось бы, наши гимнасты не могут выступить хуже, чем в Афинах. Оказалось, могут: две «бронзы» и слова утешения от гражданки США Насти Люкин, которую тренирует её отец, олимпийский чемпион Сеула-1988 Валерий Люкин: «Горжусь, что я русская. Я чувствую, что представляю две страны. Но я победила под американским флагом».
Шансов, что спортивная бюрократия признает системность своих ошибок, мало: нет результата - значит, коллеги по цеху недоработали, подчинённые недоглядели или тренеры со спортсменами не оправдали вложения и доверия. Люди в костюмах отойдут в сторону от поражения и встанут поближе к результату.
Рядом с рекордом Исинбаевой
Главный тренер сборной по художественной гимнастике Ирина Винер, несмотря на свою занятость, каждый день приходит и работает с детьми. Она никогда не жалуется на финансирование, бьётся за своих так, что международная федерация грозится её дисквалифицировать, и неизменно поставляет стране олимпийских чемпионов: ушла Кабаева, будет Канаева. Полный порядок в синхронном плавании. Опять же спасибо тренерам. В борьбе… «У нас среди атлетов высочайшая конкуренция, - говорит «АиФ» Георгий Брюсов, исполнительный директор Федерации спортивной борьбы России. - Мы постоянно в поиске новых дарований. И, остановись мы сейчас, ещё лет 20 этого бы никто не заметил, вот такой у нас запас прочности». Исправно ищут ходоков в Мордовии. «Золото» Валерия Борчина и Ольги Каниськиной, «бронза» Дениса Нижегородова - родом из саранской школы лёгкой атлетики, творение одного тренера Виктора Чегина…Только энтузиазма отдельно взятых людей, для того чтобы соревноваться с китайской машиной по сборке чемпионов, не хватает.
У нас три больших и сотни рангом поменьше чиновников, отвечающих за судьбу спортивных достижений. При этом программа «Строим залы, приобщаем детей к спорту, поднимаем зарплаты тренерам» никак не может воплотиться в жизнь. Медицина безнадёжно отстала от той же китайской, система отборов атлетов в сборную морально устарела, а авторитет страны в международных федерациях падает. Но Россия умудрилась вскарабкаться на третью строчку общекомандного зачёта. Легкоатлеты внесли свой вклад - заработали для сборной 6 золотых медалей. Заклёванный из-за скандала с подменой допинг-проб руководитель Федерации лёгкой атлетики Валентин Балахничев, как феникс, восстаёт из пепла: у него с медальным планом всё в порядке. Только вот какое он имеет отношение к рекорду Елены Исинбаевой, если та тренируется за границей?
Лариса Ильченко выиграла первый в истории Игр заплыв на открытой воде на дистанции 10 км. Такое же первое «золото» у Гульнары Галкиной-Самитовой на дистанции 3000 м с препятствиями. Россиянки никогда не брали эстафету 4 по 100 м. А в Пекине сделали это! Наши теннисистки заняли весь пьедестал почёта… Одному Богу известно, чего стоили такие победы для этих людей. Сколько часов спит в сутки пятиборец Андрей Моисеев? Как умудряется жить на шести квадратных метрах в общежитии метательница копья Мария Абакумова? Какие диагнозы ставят врачи прыгуну в воду Дмитрию Саутину?
Давайте всё же устроим «разборы полётов, будем махать шашками, рубить головы». Давайте воздадим по заслугам и накажем за бездействие. Давайте поставим задачу сделать Россию спортивной державой номер один. Ведь если Китай смог, то и нам со своими победными традициями тоже по силам. Сегодня. Иначе потом будет опять поздно.
Смотрите также:
- Наши люди - из металла. Российские олимпийцы доказали свою силу →
- Быть или называться. Останется ли Россия спортивной державой? →
- Медали у нас разные, а люди - золотые! →