«Меня несколько тревожит фактор времени и готовности олимпийских объектов», - заметил, вернувшись из командировки в Сочи, министр спорта Виталий Мутко.
«АиФ» решил съездить туда, где ступала министерская нога, и понять, есть ли повод для «олимпийского беспокойствия».
Быстрей!
Сочинские Игры неслучайно претендуют на статус самых компактных в истории. 6 стадионов, расположенных в так называемом прибрежном кластере неподалёку от Адлера, находятся в шаговой доступности друг от друга. Только пешком. Иначе до арен не добраться. Путь от аэропорта до города - сущий пробочный ад, и нет от него спасения. Машину не бросишь, на обочину не выйдешь. Потому что вместо обочины или пропасть, или скала, или чей-то дом.
Итак, ледовый дворец «Большой», где пройдут хоккейные баталии. Полтора года здесь был только намёк на дворец, сейчас уже идут ударными темпами отделочные работы. Говорят, постоянно звонят из Москвы, подгоняют: «Значит так: если призывал», - сердится Мурат Ахмадиев, начальник участка ГК «Олимпстрой». Выходит, всё-таки торопят. На этом объекте работают 1200 человек. Всего же на стройках задействовано более 60 тысяч. Говорят, недавно здесь трудились гастарбайтеры из Средней Азии, именно они таскали бетон под руководством высококвалифицированных швейцарцев. Ищу их, но нахожу... дагестанца Наримана. «Швейцарцы? Не знаю, я тут и камень нарезаю, и плитку кладу, - говорит он. - Нас тут целые бригады из Дагестана».
А вот у арены, где пройдут церемонии открытия и закрытия Игр, возведён только каркас. Прорваться к ней невозможно из-за различных комиссий, которые приезжают по 2 раза на дню, и все требуют - быстрей! Конечно! Ведь столько денег влили! Официальная цифра стоимости Олимпиады, озвученная вице-премьером Дмитрием Козаком в середине октября, - 200 млрд руб. В 2010 г. эта цифра, со слов того же Козака, составляла 185 млрд. В начале строительства в 2007 г. фигурировала сумма в 100 млрд. А по неофициальным данным, совокупные расходы - около 1 триллиона рублей!
В горном кластере, который находится в 48 км от прибрежного, разместятся трассы для лыжных гонок, центр санного спорта и комплекс для прыжков с трамплина. Мутко в волнении: хотелось бы, чтобы наши спортсмены обкатали объекты уже сейчас, чтобы получить преимущество родных стен. Но сейчас температура +20С, и вопрос «что со снегом?» звучит чаще остальных. «Мы в прошлом сезоне заложили около 8 тонн снега в спецхранилища. За лето растаяло около половины, но «остатка» нам для трамплина хватит», - бодро докладывает Сергей Зырянов, руководитель комплекса лыжных трамплинов службы эксплуатации ООО «Росинжиниринг».
А если снег вдруг повалит, как было в прошлом феврале, то на склоны перед стартами выйдут волонтёры, которые ногами будут утаптывать снег, - 200 человек в ночную смену, 600 - в утреннюю. Кажется, всё предусмотрели... Не учли только, что в Сочи живут люди.
Пыль в глаза?
Те, кто напрямую не соприкасается со стройкой, жалуются на ухудшение экологии. «В Сочи это выражается в том, что реки, впадающие в море, всё грязнее, и воды в них всё меньше», - рассказывает Николай Дроздов, легенда нашего телевидения. Он ежегодно приезжает на День Чёрного моря. Его организуют администрация города, оргкомитет «Сочи-2014» и партнёр Олимпийских игр компания «Кока-Кола». Телеведущий вместе со школьниками собрал около 2 тонн мусора на берегу речки Сочинка и потом в экогородке показывал детям, как его можно переработать. «Многие даже не догадываются, что можно делать из пластиковых бутылок, а здесь мы увидели одежду, обувь, игрушки, - комментирует Мария Канукова, менеджер по коммуникациям компании «Кока-Кола».
А что можно будет сделать из олимпийских объектов после? Про то, что часть будет разобрана и перевезена в другие регионы, уже не говорят. «Окончательное решение не принято», - заявляют в пресс-службе «Сочи-2014».
Сейчас, за менее чем 500 дней до Игр, кажется, что спортсооружения всё же построят, чего бы это ни стоило. А сколько это будет в рублях и нервах местных жителей? Как объекты будут использоваться после, и главное - блеснут ли там наши спортсмены? Пока сплошные вопросы...