Город во льдах: Огонь Олимпиады в Арктику доставил атомный ледокол

Флаг «АиФ» на Северном полюсе в руках участника международных экспедиций Виктора Боярского (слева) и журналиста Игоря Никифорова. © / Валерий Василевский / АиФ

Чуть более 90 часов понадобилось атомному ледоколу «50 лет Победы» для того, чтобы доставить символ грядущей Сочинской Олимпиады из Мурманска на ледяную вершину мира.

   
   

Почти на 11 суток (столько времени занял весь легендарный  маршрут) крупнейший в мире атомоход стал настоящим домом для двухсот человек - участников экспедиции и членов экипажа. Даже не домом, а целым городом. Ведь помимо отсеков с реакторной установкой, парогенераторами, турбинами на ледоколе находятся настоящие производственные  цеха, целый комбинат питания, спортзалы, бассейн, сауны. Здесь есть специальный экологический отсек, представляющий собой большую печь, в которой сжигается весь мусор и складируется зола.

У атома свои преимущества

Владимир Юдин, главный инженер-механик корабля, говоря о преимуществах атомных ледоколов в сравнении с дизельными, акцентирует внимание  на самом основном - ресурсе автономного плавания. Дизельный ледокол при максимальной загрузке потребляет примерно 380 тонн топлива на месяц плавания. История же атомного ледокольного флота России знает пример, когда атомоход «Арктика» вышел из порта 3 мая 1999 г. и вернулся 4 мая 2000 г. В. Юдин уверен, что к 2020 г. грузооборот проводимых ледоколами судов вырастет до 8 млн тонн в год и превысит советский уровень, пик которого пришёлся на период освоения Норильского промышленного района, когда объём грузоперевозок через Северный морской путь достигал 6,7-6,8 млн тонн в год.

Изменение климата на планете сокращает ледовую поверхность Северного Ледовитого океана. Но по-прежнему огромные массивы дрейфующих льдов делают труднодоступными проливы на пути транспортных судов. Поэтому необходимость атомного ледокольного флота будет только расти. Из всех статей доходов Рос­атомфлота на первом месте пока стоит обслуживание научных и исследовательских работ в Арктике, обеспечение работы и замена  полярных станций. Но госкорпорация стремится наращивать проводку судов с грузами. 

«Принципиальная» Арктика

«Только Россия в любое время года благодаря наличию атомного ледокольного флота имеет возможность обеспечить своё присутствие в любой точке Северного Ледовитого океана, - говорит Артур Чилингаров, известный исследователь Арктики и Антарктики. - В последние 2-3 года, после того как Северный морской путь был объявлен национальной транспортной магистралью, нагрузка на атомный флот увеличилась в 10-15 раз. Это подтолкнуло к активности и другие страны арктического бассейна - Данию, Норвегию, Канаду, США и Исландию». Как известно, существуют разные взгляды  на принадлежность шельфа той или иной стране. Ранее использовался секторный принцип освоения Арктики. Сейчас же эта работа ведётся комиссией по морскому праву ООН. Все арктические страны должны представить в эту комиссию  заявки. Россия серьёзно подходит к этому вопросу - ведь речь идёт о площади, имеющей огромные запасы минерального сырья. После обработки исследовательских данных, полученных экспедицией судна «Академик Фёдоров», в следующем году наша страна готовится подать свою заявку. 

Кстати

​По словам Мустафы Кашки, первого заместителя гендиректора Росатомфлота, в ноябре 2013 г. состоится закладка первого ледокола новой серии.  Отличие новых атомоходов не только в  их мощности. Перезагрузка реакторной установки в них будет производиться один раз не в 5-6 лет, а в 8-10.  Новые ледоколы  будут больше  в размерах. Сейчас проблема в наращивании грузооборота состоит в том, что ширина ледокола 30 м и он расчищает путь шириной 34 м. Современным крупнотоннажным широким судам двигаться по такой узкой колее не очень удобно. Ширина же новых ледоколов составит 34 м, и, соответственно, освобождаемый ими ото льда путь увеличится до 40 м.

Смотрите также: