«Зенит-Арена» побьет мировой рекорд по стоимости строительства

Хотя по общей стоимости новый стадион питерского «Зенита» и будет уступать лондонскому «Уэмбли», цена одного посадочного места на Крестовском острове в Питере станет рекордной для футбольных стадионов.

   
   

Сейчас предполагаемая цена строительства «Зенит-Арены», или, как ее планировалось назвать ранее, «Газпром-Арены», составляет порядка 1,1 миллиарда американских долларов. Однако это еще не окончательная цена. Она может быть пересмотрена, как только определится имя генерального подрядчика (уже третьего по счету), который будет завершать строительство.

Если разделить общую сумму на предполагаемую вместимость строящейся арены (69501 человек), то получится, что одно посадочное место обойдется городу в 15827 долларов — очень высокий по мировым меркам показатель.

 

Стадион на Крестовском острове в нынешнем его состоянии. Фото: РИА Новости

 

Этой цифре уступает даже стоимость одного посадочного места на самом дорогом футбольном стадионе планеты — лондонском «Уэмбли», на котором свои домашние матчи проводит сборная Англии. При стоимости строительства в 1,3 миллиарда долларов, легендарная арена имеет вместимость 90000 человек. Следовательно, цена каждого посадочного места равна 14444 долларов. Строительство «Уэмбли было завершено в 2007 году, а стадион не принадлежит ни одному футбольному клубу.

Самым дорогим стадионом мира среди всех видов спорта на данный момент является арена нью-йоркского клуба «Джайентс» — «МетЛайф Стэдиум». Открытый в 2010 году стадион стоил порядка 1,6 миллиарда долларов и вмещает 82566 человек — 19378 долларов на каждого. На нем проводятся матчи по американскому футболу.

   
   

Да что там говорить, когда главный стадион Олимпийских игр стоил британской казне 875 миллионов долларов, при своей вместимости в 80000 человек.

 

Стадион «Уэмбли». Фото РИА Новости

 

Футбол

Домашняя арена питерского «Зенита», когда будет достроена, отодвинет на третью строчку по общей стоимости среди футбольных стадионов принимавший финал Чемпионата мира 2008 года «Стад де Франс» в пригороде Парижа Сен-Дени. Возведение трибун, вмещающих 80000 зрителей, обошлось бюджету Франции в 974 миллиона долларов — 12175 долларов на место.

Если брать в расчет только стадионы, принадлежащие футбольным клубам, то тут «Зениту» и вовсе нет равных. Ближайший преследователь — «Арсенал» долгие годы копил «жалкие» 770 миллионов долларов, чтобы отстроить свой красавец 60-тысячник «Эмирейтс» — порядка 12800 долларов на одно посадочное место.

Но, в отличие от «Зенита», лондонский клуб строил арену на собственные деньги. Чтобы хоть как-то компенсировать затраты на возведение стадиона, «Арсенал» вынужден был подписать рекордное на тот момент рекламное соглашение с авиакомпанией «Эмирейтс», в честь которой и назван стадион. Это имя он сохранит, как минимум до 2019 года, а авиаперевозчик заплатит за это около 130 миллионов долларов.

Приоритеты

«Зенит» же получит свою арену бесплатно. Все затраты на строительство идут из городской казны, которая уже не справляется со взятыми на себя обязательствами. По завершении проекта, арена будет просто передана на баланс футбольному клубу из северной столицы. «Зенит» на высвобожденные средства предпочитает приобретать футболистов из Португалии, тратя на это рекордные 122 миллиона долларов.

51,5 миллиона долларов ушли на покупку Акселя Витцеля из «Бенфики» — это треть суммы, потраченной на постройку их стадиона «Да Луж», принимавшего финал Чемпионата Европы по футболу в 2004 году. Остальная сумма (68,5 миллиона долларов) была уплачена за Халка из «Порто». Португальский клуб, кстати, обладает стадионом «Драгао», на который в 2003 году было затрачено 125,7 миллиона долларов. Из них 23,8 миллиона заплатило государство.

В Европе «Зенит» сравнивают с расточительным «Манчестер Сити», которым владеет шейх Мансур из ОАЭ. Но даже он, вопреки расхожему мнению, привык считать деньги. Стадион клуба, на котором, кстати, «Зенит» выиграл Кубок УЕФА, был построен еще до его прихода и стоил команде 180 миллионов долларов. Шейх же не только компенсировал эти деньги, но и принес клубу прибыль, подписав рекламный контракт с авиакомпанией «Этихад» на 193 миллиона долларов. Теперь арена в Манчестере называется «Этихад Стэдиум».

 

Стадион в Донецке. Фото: РИА Новости

 

И уж ни в какое сравнение с питерским долгостроем не идет арена, которую только в прошлом году достроил самый титулованный клуб Италии и один из самых именитых в Европе — туринский «Ювентус». Вмещающий 41000 человек, «Ювентус Стэдиум» обошелся владельцам команды в 135 миллионов долларов. Строительство стадиона сказалось на неактивной трансферной политике, а терпеливые болельщики были вознаграждены, когда команда на новой арене завоевала чемпионское звание в 2012 году, не проиграв в сезоне ни одного матча.

Россия и СНГ

Но зачем смотреть на Европу, когда и у нас в стране есть отличные примеры грамотного вложения средств. Стадион московского «Локомотива» обошелся клубу в 30 миллионов долларов и вмещает 28800 человек. Да, на нем не проведешь финала Лиги чемпионов, но ведь для игр национальной сборной вполне хватает.

Не шикуют и в соседней Украине. Принимавший финал Чемпионата Европы «Олимпийский» стадион в Киеве был реконструирован. На деле же он был возведен заново на старом месте. На реконструкцию было затрачено 566 миллионов долларов, которые были взяты в кредит под гарантии государства.

 

Стадион московского «Локомотива» в Черкизово. Фото: РИА Новости

 

А строительство нового стадиона донецкого «Шахтера», «Донбасс-Арены», который принимал один из полуфиналов Евро-2012, обошлось владельцу донецкого клуба Ринату Ахметову в 400 миллионов долларов. При вместимости в 52187 человек, стоимость одного посадочного места на этом стадионе составила 7664 доллара. К чему такая экономия? Все просто: Ахметов брал деньги из собственного кармана.

Но, можно сказать с большой долей вероятности, что на нагоняе от премьер-министра России Дмитрия Медведева, история с самым дорогим спортивным долгостроем не закончится. Уже сейчас город выделил на строительство арены более 900 миллионов долларов, и на 200 оставшихся миллионов до озвученного лимита в 1,1 миллиарда долларов, стадион достроить вряд ли удастся.