Российские спортивные чиновники недоумевают, почему права на телетрансляции футбола в нашей стране стоят меньше, чем в государствах «третьего» футбольного мира, почему болельщик не идет на трибуны, почему не продается спортивная экипировка и загибается весь маркетинг. Оказывается, ответ прост. Как бы ни им, ни всем остальным, неравнодушным к футболу людям, не хотелось обратного, Россия — нефутбольная страна.
Статистика
Это показывают и последние опросы специалистов аналитического центра Юрия Левады, проведенные в период с 15 по 18 марта. Согласно итогам, вообще никакого интереса к самой популярной игре в мире не испытывают 63% россиян. Настоящими же любителями футбола считают себя лишь 9% наших соотечественников.
Следовательно, тот всплеск интереса к футболу, который наблюдался в 2008 и 2009 году, был лишь результатом успешного выступления нашей сборной на Евро-2008, где команда Гуса Хиддинка завоевала бронзовые медали. Реально же, не картинкой в телевизоре и не статьями в газете, а секундами, голами, передачами и желтыми карточками у нас в стране хоть как-то интересуются лишь 37% населения.
Для сравнения, в 2009 году доля россиян, у которых футбол не вызывал абсолютно никаких чувств и эмоций равнялась 39%, что не так уж и сильно выбивалось из общемировых трендов.
Повинуясь такому скачку интереса, многие футбольные менеджеры принялись тратить деньги сотнями миллионов на строительство стадионов, покупку известных иностранных игроков, создание собственных медиаресурсов... Сейчас же оказывается, что ходить на стадионы некому, восхищаться Это’О и Халком некому, и смотреть ЦСКА ТВ и слушать радио «Зенит» тоже некому. Единственное федеральное спортивное радио в стране, «Радио Спорт», если верить рейтингам TNS, плетется в третьем десятке, уступая «Шансонам», «Дачам» и прочим радиостанциям, крутящим в эфире затертые до дыр, но такие любимые россиянами хиты.
А как у них?
Все познается в сравнении и в данном случае не в пользу России будет даже сравнение с такими регионами, как Африка и чуждая европейскому «соккеру» Северная Америка.
В Латинской Америке, если верить статистике, которую приводит «Чемпионат.com», настоящими болельщиками себя считают 30% населения, что не удивительно, учитывая популярность футбола в Бразилии, Аргентине и других странах Южной Америки. Не нравится же футбол лишь 22%.
В Европе, имеются в виду страны, входящие в Европейскую футбольную ассоциацию (УЕФА), к фанатам себя причисляют порядка 23% процентов, а не любят футбол — 29%, остальные — нейтральны, но относятся к футболу положительно. В Азии футбол не интересен 24% человек, а в Африке — 23%. И, наконец, в Северной Америке, где футбол и называют-то по-другому, «соккером», этот вид спорта не интересен 59% населения. В их случае нелюбовь к футболу с лихвой компенсируется фанатизмом по отношению к бейсболу, американскому футболу, баскетболу, хоккею и многим экстремальным видам спорта. В России же, даже при отсутствии интереса к футболу со стороны 63% населения, он продолжает оставаться самым популярным видом спорта с большим отрывом. Что же говорить тогда о других видах спорта: хоккее, биатлоне, керлинге, в конце концов?
Причины
И ведь сложно даже понять, где здесь яйцо и где курица, и кто из них появился первым. То ли спорт в принципе россиянам не интересен, а повышенное внимание к футболу было вызвано относительным успехом сборной России на ЧЕ, питерского «Зенита» и московского ЦСКА в Кубке УЕФА. Или же интерес, который был, пал жертвой неудач национальной команды, хамского отношения ее лидеров к болельщикам, постоянным скандалам, сопутствующим организации Чемпионата Мира 2018 года в России и Олимпийских Игр 2014 года в Сочи.
Благо в нашей стране все решается очень просто. Не хочешь заниматься спортом по собственному желанию? Мы введем нормы ГТО. Как будто обычных экзаменов по физкультуре в школе и высших учебных заведениях нам мало...
В ближайшее время будут одобрены, или совсем недавно уже были одобрены разные долгосрочные, государственные и региональные программы по развитию спорта в общем, и разных его видов в частности. Так вот, хочется, чтобы в последствии не результаты опросов подстраивались под нужды этих программ, а программы строились на основании опросов, а людей на стадионы не загоняли палками, как скот в стойло без условий к нормальному существованию, а приглашали, как долгожданных гостей. Тогда и сам спорт станет интереснее... Хотя бы по статистике.
Смотрите также:
- Россияне не хотят смотреть на поражения: итоги ЧМ по легкой атлетике →
- Александр Файфман: «ФИФА управляют люди, не склонные к компромиссу» →
- Карпин, Кержаков, Мутко: 5 ярких примеров спортивного троллинга →