Эффект бумеранга. Жизнь мстит Валерию Карпину за «Письмо 14»?

Валерий Карпин. © / Александр Вильф / РИА Новости

Те, кто полагают, что движение событий в мире идет по спирали, получили подтверждение своей теории благодаря российскому футболу и Валерию Карпину. Главный тренер сборной сегодня оказался в ситуации, похожей на ту, которую сам создал 30 лет назад.

   
   

Неоптимальный состав

8 и 11 октября сборной России предстоит провести матчи отборочного турнира ЧМ-2022 против команд Словакии и Словении. Значение их трудно переоценить. Если наша команда собирается на мундиаль в Катаре, то ей необходимо одержать две победы. Поэтому чрезвычайно важно собрать оптимальный состав.

Известно, что уговорить вернуться в команду голкипера Игоря Акинфеева не получилось. Заявил о завершении карьеры в сборной России и защитник Марио Фернандес. Если Акинфеев не выступает за сборную с 2018 года и с этим уже смирились, то уход Фернандеса, который остается лучшим в стране на своей позиции, — это большая потеря.

Теперь выяснилось, что со Словакией и Словенией не сыграет Артем Дзюба, один из наиболее ярких российских футболистов последнего времени.

Главный тренер сборной России не вызвал Дзюбу на матчи с Хорватией, Кипром и Мальтой, и тогда это решение в целом выглядело логичным — нападающий «Зенита» явно находился не в форме. Правда, решение Карпина все равно выглядело довольно спорным, с учетом того, что между тренером и игроком существует длительный конфликт, продолжающийся еще со времен их совместного пребывания в «Спартаке».

А сегодня я не в форме...

Карпин всячески отрицал, что отсутствие Дзюбы в сборной как-то связано с их отношениями, и вызов игрока на сбор перед матчами со Словакией и Словенией, казалось, продемонстрировал, что никакого предубеждения относительно игрока «Зенита» у тренера нет.

Но теперь о своем отказе приехать в национальную команду заявил Дзюба: «Я долго думал над этой ситуацией и пришел к выводу, что пока не набрал оптимальную форму, чтобы помочь сборной на сто процентов. Предыдущий сезон получился очень сложным и долгим. Были большие ожидания от Евро, серьезная подготовка, мы выложились на все сто, но результат получился неудачный. Все это сказалось и на физической форме, и на эмоциональной. Поэтому входить в новый сезон было тяжело. Сейчас понемногу начал возвращать прежнюю форму, но чувствую, что набрал ее еще не до конца. У сборной впереди важнейшие игры, поэтому ехать и занимать чье-то место сейчас было бы неправильным, о чем я честно и сказал тренеру. Желаю огромной удачи нашим парням в предстоящих матчах. Надеюсь, что к ноябрьским матчам смогу быть в оптимальной готовности, но понимаю, что никаких гарантий здесь быть не может. Буду работать и выкладываться на все сто, а время покажет».

   
   

И все бы ничего, но в последней игре с «Рубином» Дзюба забил два мяча и отдал голевую передачу. Если такая форма не подходит для сборной, то до какого уровня «Дзюбиньо» собирается себя прокачать?

Раз проблема, два проблема... 

Карпин заявил, что поговорил с Дзюбой и принял его объяснения. И тот и другой играют в дипломатию, однако в эти взаимные реверансы мало кто верит. Очевидно, что в канун ключевых матчей сборная России остается без одного из ведущих форвардов страны из-за неприязненных отношений между Карпиным и Дзюбой.

Оба — личности весьма конфликтные, несдержанные на язык. Дзюба имел сложные отношения и с предыдущим тренером сборной Станиславом Черчесовым, но тем не менее сумел направить свою энергию в нужное русло, став одним из героев ЧМ-2018. А вот с Карпиным ситуация, по всей видимости, значительно сложнее.

Само назначение Валерия Георгиевича на пост тренера сборной России до сих пор выглядит авантюрой — по большому счету за душой у наставника нет больших успехов в карьере. Ни для кого не было секретом и то, что Карпин не умеет договариваться с людьми, и создать коллектив он может только из тех, кто способен ему беспрекословно подчиняться.

Нынешняя ситуация с Дзюбой напомнила о самом громком конфликте в истории сборной России, к которому Карпин имеет самое прямое отношение.

Один из четырнадцати

17 ноября 1993 года сборная России под руководством Павла Садырина, уже обеспечившая себе выход на чемпионат мира-1994, в заключительном матче отборочного турнира проиграла в гостях команде Греции со счетом 0:1.

После этого на имя советника Президента РФ по спорту Шамиля Тарпищева было написано следующее письмо: «Мы, игроки национальной сборной России по футболу, понимая всю возложенную на нас ответственность за выступление команды на чемпионате мира 1994 года в США, считаем недозволительным повторение ошибок, ранее неоднократно допущенных федерацией футбола, — организационные просчёты, финансовые манипуляции, неудовлетворительное материально-техническое обеспечение сборной, что уже не один раз отрицательно влияло на качество её выступлений.

Мы знаем, что Садырин П. Ф. — неплохой клубный тренер, но сборная — это другое. Главное, что беспокоит нас сегодня, это тренировочный процесс и методы подготовки тренера сборной Садырина, которые, по нашему мнению, не соответствуют уровню работы с главной командой России. Достигнутый же сборной результат — выход в финальную часть чемпионата мира 1994 года — это инерция команды, созданной её бывшим тренером А. Ф. Бышовцем к чемпионату Европы 1992 года.

Мы считаем:

Работу с национальной сборной России по футболу по праву должен вести Бышовец Анатолий Федорович и готовить её к выступлениям в финале чемпионата мира 1994 года в США.

Должны быть изменены условия материального вознаграждения за выход в финальную часть чемпионата мира.

Незамедлительно должно быть улучшено материально-техническое обеспечение сборной команды страны».

Подписали документ 14 футболистов: Юрий Никифоров, Валерий Карпин, Андрей Иванов, Сергей Юран, Игорь Шалимов, Игорь Добровольский, Игорь Колыванов, Виктор Онопко, Дмитрий Хлестов, Сергей Кирьяков, Андрей Канчельскис, Александр Мостовой, Олег Саленко, Василий Кульков.

«Письмо четырнадцати» — история позорнейшая. Часть футболистов, подписавших документ, в частности, Саленко, рассказывали, что изначально о снятии тренера речи не шло — обсуждали только вопрос отношений с федерацией.

Как бы то ни было, нормальная подготовка сборной к чемпионату была сорвана, и в итоге Россия выступила куда ниже своих возможностей.

Из 14 «отказников» семь вернулись в состав команды — Мостовой, Юран, Онопко, Никифоров, Хлестов, Саленко и Карпин.

Причем, по свидетельству очевидцев, Карпина уговорили поехать в США последним.

Онопко, Никифоров и Колыванов признали ошибку. А Карпин все списал на жизнь?

Многие считают, что возвращение «отказников» в состав стало ошибкой — к тому времени Садырин уже создал вполне боеспособный коллектив без подписантов. Когда «возвращенцы» вновь оказались в сборной, команда разбилась на группы, и внутреннего единства ей явно не хватало.

Садырин умер в декабре 2001 года в возрасте 59 лет. Бывший глава РФС Вячеслав Колосков считает, что история с «Письмо четырнадцати» серьезно повлияла на здоровье тренера. По заключению врачей, болезни, преследовавшие Садырина в последние годы жизни, были отчасти вызваны и осложнены именно эмоциональной стрессовой ситуацией.

Защитник сборной России Онопко, который сейчас входит в тренерский штаб национальной команды, в интервью «Чемпионату» так оценивал свое участие в истории с «Письмом четырнадцати»: «Сейчас все прекрасно понимают, что игроки тогда оказались пешками в чужой игре. Нас просто использовали, настроив команду против невинного человека. Не буду называть фамилий, но кое-кто рассчитывал таким образом стать у руля сборной, а кто-то и во главе федерации футбола. Я до сих пор сожалею, что оказался втянутым в эту аферу. Теперь-то осознаю, насколько большую ошибку мы тогда совершили. К сожалению, мы многих вещей не понимали. Не нашлось рядом мудрых товарищей, которые подсказали бы, как быть. Лично против Садырина я никогда ничего не имел. И на чемпионат мира летом 1994-го поехал, как и все остальные спартаковцы. Но всё равно неприятный осадок остался. Из-за всей этой истории меня поначалу враждебно приняли некоторые болельщики ЦСКА, ведь Павел Фёдорович много для этого клуба значит. Наломали мы тогда дров, что тут говорить. Хоть и не по злому умыслу».

Колыванов, на ЧМ-1994 так и не поехавший, в беседе со Sport 24 говорил так: «Все получилось по глупости, даже вспоминать тяжело. До сих пор душа болит... Молодые были, многого не понимали — нужно было сесть за один стол с руководством РФС и поговорить. А тут все пошли стенку на стенку. Глупо».

А вот мнение Никифорова: «Мы, конечно, тогда очень сильно подставили Садырина... Он ни в чем не виноват. Павел Федорович хороший человек, тренер. Уже тогда он и его тренерский штаб понимали, что ничего путного на этом чемпионате не будет. Так и случилось: конфликты были даже во время тренировок. О каком результате можно говорить?»

Ну а что же нынешний главный тренер сборной России? В 2016 году в эфире «Матч ТВ» Карпин сказал: «Ни футбол, ни кино, ни искусство не могут быть оторваны от событий в стране. То, что в России в девяностые происходило, переходило на футбол. Развал всего и на футболе отразился».

Ну, в общем, «не мы такие, жизнь такая». 

Конечно, масштаб конфликта между Карпиным и Дзюбой это не апокалипсис 1993 года. Тем не менее, очевидно, что сегодня Валерию Георгиевичу вернулся бумеранг, запущенный им самим же. Печально то, что Карпин, в отличие от коллег по той сборной, судя по всему, никаких уроков из собственных ошибок не вынес.