Александр Мостовой: «Многие наши футболисты переоценены»

Тренировка сборной России, Андрей Аршавин. Фото: www.globallookpress.com

14 августа сборная России проводит матч с Северной Ирландией за право получить путёвку на чемпионат мира-2014 в Бразилии.    
   

О дифирамбах и культуре

Думаю, Россия путёвку на этот чемпионат мира получит. Изначально было понятно, что в нашей отборочной группе Россия и Португалия - главные претенденты на выход в финальную часть. Другой вопрос: почему каждый раз, когда наша команда попадает на какой-то турнир, футболистам начинают петь дифирамбы? В моё время как было: в раздевалке все друг друга по плечу похлопали: «Ура-ура! Вышли!» И всё. А сейчас? Стоило сборной отобраться на чемпионат Европы, так о ней песни слагать стали. Но, ребята, у нас самая огромная страна в мире. При тех ресурсах, которые мы имеем, мы обязаны участвовать во всех чемпионатах.

ДОСЬЕ
Александр Мостовой родился в г. Ломоносове в 1968 г. Известный полузащитник (выступал за московский «Спартак», португальскую «Бенфику», испанскую «Сельту» и т. д.). За сборную сыграл 65 матчей.

Теперь, когда тон в футболе задают испанцы, звучит вопрос: «А что нам мешает играть как они?» Многие считают, что дело в неправильной системе подготовки и нехватке инфраструктуры. Я сам играл в Испании и, пожалуй, здесь не соглашусь. Считаю, всё из-за отсутствия общей культуры: молодёжь  часто воспринимает футбол как источник дохода, отсюда отсутствие самоотдачи и прогресса. Вот и теряем ребят. При этом условия в наших ведущих клубах даже лучше, чем в Испании. Такие базы, которые есть у «Динамо», наверное, в Европе только «Реал» и «Челси» имеют.

О тренерах и легионерах

Роль тренера, безусловно, важна. Тот же Фабио Капелло, придя в сборную России, смог стабилизировать игру, мотивировать футболистов. Но переоценивать значение наставников, связывать успехи и поражения исключительно с их работой я бы не стал. Например, игровая дисциплина ассоциируется у многих с тренерскими установками: что «начальник» говорит, то футболист и должен делать. Но это не совсем так. В 90% случаев на поле ты в принципе никого не слушаешь, а действуешь так, как тебе подсказывают твой интеллект, интуиция и опыт.

Да и сложно сказать, что в конечном итоге является критерием тренерской работы. Одно дело, если речь идёт о Фергюсоне, проработавшем 20 лет в «Манчестер Юнайтед», или Романцеве, руководившем больше 10 лет «Спартаком». Эти люди создали свои команды, прошли все этапы - от «нулевого»  до «чемпионского». А вот, скажем, Моуринью... Тренер попадает в готовую команду, где собраны одни из лучших игроков мира, и берёт с ней трофей. Что здесь выдающегося?! Ты попробуй «Стоук Сити» или «Амкар» сделать чемпионом, тогда будет понятна твоя «цена».

Легионеры в чемпионате России. В спорах на эту тему было сломано немало копий. Но давайте говорить честно: вот приехал в ЦСКА бразилец Вагнер Лав в разобранном состоянии и привёл клуб к чемпион­ству. Сам при этом стал одним из лучших игроков сезона. Вот вам и показатель нашего уровня. У нас во всех командах по 7-8 иностранцев, и многие из них часто сильнее россиян. Как ни крути, они - основополагающие игроки в первенстве России. И если из всех клубов убрать легионеров, что у нас будет за чемпионат?  

Вагнер Лав. Фото: www.globallookpress.com

О деньгах  и мотивах

В 1993 г. я был одним из тех игроков сборной, которые подписывали открытое  «Письмо четырнадцати». Мы ничего сверхъестественного не просили в письме. Прежде всего хотели, чтобы нас нормально экипировали. Нам же тогда давали одну пару носков и две майки, мы после тренировки их сами стирали. Хотели, чтобы в ­аэропорту нас встречали. Обычно мы за свои деньги добирались до расположения сборной. Нам за победу платили 3 тыс. долл., а мы просили, например, за победу над Италией 4 тыс.  долл. Не над Люксембургом или Казахстаном! А нам ничего этого не давали, потому что у Российского футбольного союза не было денег... Когда смотришь финансовые реалии нашего футбола сегодня, смешно всё это вспоминать.

   
   

Вот Игорь Денисов - капитан сборной. В прошлом сезоне  Денисов, получавший  немаленькую зар­плату в «Зените», отказался выйти на поле. Игорь просто узнал, что его новый одноклубник - бразилец Халк - получает больше (по слухам, 5 млн евро. - Ред.). В этом сезоне Денисов перешёл из «Зенита» в «Анжи». Понятно, что из-за денег. Отыграл за «Анжи» несколько матчей и отправился искать новый клуб с более комфортными условиями. Если бы он (капитан сборной!) лет 15 назад себя так вёл, то пятно «торгаша» осталось бы на всю жизнь. А сейчас времена другие. И никого, по большому счёту, такое поведение не удивляет.    

Я до сих пор помню, как Олег Романцев говорил мне в начале карьеры: «Саша, на первом месте всегда должен быть футбол. Остальное - потом». А сегодня у многих наших молодых игроков на первом месте деньги. В Европе начинающий  футболист, чтобы получить контракт, должен пахать несколько лет, пока его заметят! А в России ничем себя ещё не проявивший игрок получает 500 тыс. евро, а на следующий сезон ему дадут уже 1,5 млн евро. За что?!!  Многие наши игроки сильно переоценены уже в юном возрасте. И какая может быть мотивация у 20-летнего парня, если у него 1,5 млн евро и контракт на 5 лет? Поэтому талантливую  молодёжь у нас по пальцам можно пересчитать: Кокорин, Дзагоев, Смолов.

Деньги - это, конечно, хорошо. Но они часто идут нам во вред. Знаете, почему никто из россиян не играет сегодня в Европе? Почему вернулись домой Аршавин, Павлюченко, Жирков? Отнюдь не потому, что наши недотягивают до уровня западных. Просто в России платят очень хорошо и не надо никуда рваться, пытаться кому-то что-то доказывать. 

Смотрите также: