Андрей Малосолов: Пробел идеологии

Болельщик «Зенита». Фото: www.russianlook.com

Пожалуй, только вчерашняя пресс-конференция Путина сможет посоревноваться по степени и накалу обсуждения. Зенитовцы, славящиеся уже тем, что спровоцировали массовое обсуждения закона о болельщиках, чуть не подорвали вратаря «Динамо», продолжили традицию мощных выступлений и разожгли огонь дискуссий похлеще памятной химкинской петарды.

   
   

В своем Манифесте сине-бело-голубые обнародовали список требований и пожеланий к клубному менеджменту «Зенита», самые громкие абзацы которого — о нежелании видеть в клубе гомосексуалистов и африканцев, — немедленно начала разбирать по молекулам разъяренная общественность.

Можно сколь угодно долго дебатировать на эту скользкую тему, но более всего неприятно в этой истории то, что за всеобщим хором негодователей, как-то забылось то, что подавляющее большинство пунктов «Селеции-12» — не просто вменяемые, но необходимые в футбольном хозяйстве. Требуя от футболистов клуба не страдать звездной болезнью, уважать традиции команды, вести себя прилично с болельщиками и СМИ, не выносить денежные скандалы на публику, установить потолки зарплат в команде, фанаты отрабатывают и за менеджмент клуба, и за руководство всего футбола.

Требуя большего внимания в вопросах селекции к воспитанникам ДЮСШ из своего города и России, фанаты «Зенита» отрабатывают за свой PR и спортивный отдел, а также за весь росфутбол.

Аксель Витсель и Владимир Быстров на тренировке «Зенита». Фото www.russianlook.com

Говоря о том, что воспитанники и ключевые игроки «Зенита» не должны переходить в клубы заклятых друзей, и наоборот, прося не брать футболистов из этих клубов, фанаты «Зенита» всего лишь публично говорят то, что принято в больших командах всего мира. Тот же Евгений Гинер, один из немногих в России, в открытую говорит о неприемлемости покупки игроков из «Спартака», ибо свои болельщики не поймут (хотя есть пример сотрудничества с Виктором Онопко). И это нормально, учитывая то, что захлебнувшихся в лавах глобализации клубы в России, часто не разбирают, откуда пришел тот или иной легионер команды, и почему потом к нему так относятся.

В этом есть одно из коренных непониманий части общества и руководителей клубов. На что рассчитывает менеджмент «Локомотива», приобретая Павлюченко, долго игравшего за соперников болельщиков красно-зеленых — «Спартак»? Да еще, к тому же, обремененного звездностью и богоизбранностью, а оттого, не играющего на уровне. СМИ долго негодовали, за что московские болельщики освистали перешедшего в «Анжи» Юрия Жиркова на матче сборной. Так за то и освистали, что ему перейти в любой клуб — раз плюнуть, а для других дагестанский клуб, с которым у Москвы и Питера отвратительные отношения, — источник лишнего напряжения. Как не вспомнить и историю с Владимиром Быстровым вокруг его перехода в «Спартак» и обратно. Для кого-то это очередной переход, а для кого-то — абсолютно неприемлемый поступок с точки зрения профессиональной и клубной этики.

   
   
Владимир Быстров в составе «Спартака», 2009 год. Фото www.russianlook.com

В футбольном хозяйстве многое построено на вещах, на первый взгляд, иррациональных: на клубных традициях, на черточках и запятых, которые проигнорирует клубный руководитель — и быть бунту! Не рационально ведь кидаться под танк с гранатой во время войны, можно ведь и убежать. Но во всех войнах солдаты и офицеры совершают подвиги и делают поступки вне трезвой логики, и никто их не считает ненормальными.

Болельщики «Зенита» в своем послании клубу, подчеркнули, что во многих аспектах хотят от своих футболистов, тренеров и руководителей, выполнения этих традиций, сохранения черточек и запятых.

По своей сути, «Селекция-12» — это серьезная идеологическая работа, некая идиллическая картина того, что хотели бы видеть от своей команды ее болельщики. Причем, это первая открытая работа, где так много времени уделяется именно клубной идеологии, отсутствие которой, за редким исключением, является серьезнейшей проблемой российского футбола.

Болельщик «Зенита». Фото www.russianlook.com

Казалось бы, прошли времена идеологических накачек советских времен. Правда, теперь, зная и видя интеллектуальный и спортивный уровень многих футболистов, понимаешь, что лучше бы эти времена вернулись в какой-нибудь лайтовой версии. Нынешние футболисты мало говорят о простых и понятных идеологемах о любви к клубу и стране, зато часами готовы говорить о найтклабах и тачках. Испорченное поколение вырастает из тех самых ДЮСШ, где футболиста приучают к идеологии системы потребления и роскоши, отвратительной масс-культуре, договорным играм и купленным судьям.

Что плохого в том, что болельщики не хотят видеть жвачных животных, а хотят наблюдать за игрой до победного конца на любом участке поля. Разве не в отсутствии этого кроются проблемы наших футболистов в матчах Лиги Чемпионов, за сборную, за иностранные клубы, где все они, за редким исключением, проваливаются. Ибо многие зарубежные коллеги футболистов заточены и на достижение спортивных результатов, но и идеологически подкованы клубной философией и клубными же табу.

А у нас, по сути, буквально пару клубов, чья идеология понятно доносится обществу. «ЦСКА» известен многими подходами к клубному хозяйству, работе со СМИ, борьбой со звездностью, к вопросам селекции, когда принято брать молодых и делать из них звезд, как из Лава, Олича и Жиркова с Дзагоевым. А потом выгодно продавать. Известно отношение армейцев к принципиальным соперникам.

Алан Дзагоев («ЦСКА») в матче против «Амкара». Фото www.russianlook.com

Несмотря на хаотические селекционные решения, есть идеология в отношении — как минимум, воспитанников — собственной Академии у «Спартака». Очевидно, есть идеология у «Анжи», всеми силами пытающегося опровергнуть штампы и представления людей о Кавказе и Махачкале.

Это не значит, что все идеологемы «ЦСКА», «Спартака» и тем более «Анжи», полностью воплощаются в жизнь. Более того, мы видим и крушения идеалов руководителей клубов по ряду направлений. Но и болельщики «Зенита» говорят о том, что в «Селекции-12» нет однозначных требований и ультиматумов. Что Манифест и является тем набором хотелок зенитчиков, которым они бы были рады.

Что говорить о клубах, если нет внятной и четкой идеологии у главного руководящего органа нашего футбола — РФС. Попытки Фурсенко внедрить различные кодексы чести, аленькие цветочки, новые гербы сборной, были как раз попыткой идеологизации отрасли. Но неумелые, неумные и неискренние. Николай Толстых же, нынешний глава РФС, видит идеологию футбола в исполнении регламентов и уставов. Но это и в любом производстве естественно. До реальных идеологий Николай Александрович пока не добрался, и может, и не доберется.

Здесь мы перейдем к самому жаркому вопросу — восприятию в селекции клуба представителей сексуальных меньшинств и игроков из Африки. Можно громко кричать и обсуждать этот вопрос, заливаясь гневными филиппиками. Однако тот факт, что довольно приличная группа болельщиков об этом говорит в открытую, показывает, что проблема есть и умолчать ее никак нельзя. Можно назвать питерцев гомофобами, но это их нисколько не оскорбит, даже наоборот. Я тоже гомофоб, и ничего, не мучаюсь угрызениями совести. Я тоже не хочу, чтобы сборную России или мой «ЦСКА» представлял открытый гей — к черту мне знать о его увлечениях!

С чернокожими футболистами вопрос куда более щепетильный. Понятно, что реалии современного футбола, да и бизнеса, стирают границы и цвет кожи работников, футболистов. Однако, надо понимать, что «Селекция-12» — не догма, что в клубе уже играют три темнокожих спортсмена, и болельщики просто доносят свои пожелания руководству, суть которого — не надо нас толкать в объятия толерантности там, где мы не хотим. Говорят же про москвичей, что они хорошие люди, да квартирный вопрос их испортил. Наряду с требованиями современного мира стереть национальные границы, омультикультуриться, стать толерантным к меньшинствам и пойти против естества, существует и не меньшее обратное движение (и в России, и в Европе) к большей самоидентичности, протесту против либерализма, росту самосознания. И в той же Европе эта активность проявляется и в выборе анти-либеральных правителей, и законах.

При всей спорности этих пунктов «Селекции», обвинениях в расизме, это тоже точка зрения, и ее надо как минимум обсуждать, а не игнорировать.

А здесь можно ведь предложить болельщикам не только требовать, но и самим соответствовать требованиям клуба, например, вести себя прилично и отвечать за события, аналогичные химкинским.

То есть, вести диалог, идти, образно говоря, по улице с двусторонним движением. А главное — восполнять пробелы в клубной идеологии вместе. 

 
Андрей Малосолов, Бывший глава пресс-службы

Российского футбольного союза, журналист, блоггер,

ведущий передачи «ФанZона».