Андрей Малосолов: Монополия и цугцванг

Возмущаться в Питере, скорее всего, некому, ибо в 5-миллионом городе попасть на убогую арену, вмещающую всего 21 500 болельщиков, хочется многим. Тем более на «Милан». То, что в Питере самая жалкая и смешная арена, наверное, во всей групповой стадии Лиги Чемпионов, стадион Петровский, без козырьков и подогрева сидений, никого не волнует. ВОБ, похоже, окончательно деградировал, и ему тоже не до защиты прав болельщиков. Поэтому, может, стоит дать слово и мне. Всё-таки веду я как раз программу для болельщиков – ФанZона.

   
   

Возмущение подобной ценовой политикой граничит у меня со вполне себе логикой бизнеса. Если есть спрос, будет и предложение. Когда я узнаю, что на стадион «Ростова» можно пройти за 25 рублей, а «Сибири», «Крыльев Советов» и «Рубина» – за 50–60 рублей, то я не понимаю, где здесь вообще бизнес и как команда собирается зарабатывать деньги на своё существование. Когда московское «Динамо» ставит нижнюю планку цены билета в 100 рублей, то это тоже курам на смех. Минимальная цена на посещение кинофильма в Москве сейчас 350 рублей, и это вполне разумные и доступные траты. Только в России в кино ходить удобнее и комфортнее, чем на футбол, в этом и разница.

С другой стороны, работая в клубе первого дивизиона «Жемчужина» (Сочи), я сам видел, что при цене в 100 рублей болельщик ходит на трибуны старого неудобного стадиона имени Месхи, а при цене 250 рублей начинается смута и волнение. Такие же проблемы были почти во всех городах этого дивизиона, а что уж тут говорить про вторую лигу?

Устанавливая билетные программы и проводя редкие маркетинговые акции, футбольные клубы не могут предоставить болельщику ничего по-настоящему нового. На футбольных стадионах нет зон развлечения, мало удобств, человеку негде и нечем нормально поужинать. Болельщик пробирается на арену в окружении тысяч полицейских, как будто попал в режим контртеррористической операции. Бывший руководитель РФС перевёл российский футбол на систему «осень-весна» и убил конкуренцию с хоккеем в пользу хоккея. Кому приятно ходить на холодные, неотапливаемые трибуны, в то время как на соседнем хоккее тепло, уютно и порядок.

На наших футбольных матчах могут возникнуть боевые переклички и перепалки фанатов, на которые полиция не реагирует, с одной стороны. С другой стороны, та же полиция может иногда прийти в безумие и полить болельщиков из пожарных рукавов, как в матче «Мордовия» – «Крылья Советов», или устроить давку при входе, как в Нижнем Новгороде в матче с ЦСКА.

Все эти «блага» входят в стоимость билетов. Президент ЦСКА Евгений Гинер как-то сказал, что голос болельщика он будет слушать, когда тот будет платить за вход на стадион не менее 2000 рублей. Это примерно 50 евро. В Европе за 50 евро болельщики идут на матч «Бавария» – «Боруссия» или «Барселона» – «Реал», хотя это не самые дешёвые билеты: есть и по 10, и по  25, и по 30 евро. За эти деньги болельщик в тепле и комфорте на современной и легендарной арене смотрит «Баварию», «Боруссию», «Реал» и «Барселону», а не «Амкар», «Краснодар» или «Мордовию». При этом на стадионе болельщику все рады, работают многочисленные кафе, еда на любой вкус, туалеты чистые, пиво льётся рекой, и никто при этом не буянит. И никого потом не держат под дождём 1,5 часа после финального свистка. Ни у кого не отбирают сумки, зонты, стаканы с чаем, как у нас.

Обеспечьте комфорт, Евгений Леннорович, и болельщик пойдёт на ЦСКА с большим удовольствием, чем на стадион в Химках, как сейчас. Но свой стадион не могут построить не только ЦСКА, но даже могущественный «Зенит».

   
   

Наш футбол не умеет зарабатывать на футболе, а с другой стороны – не может предложить чего-то качественного, если не брать в расчёт випы. В нашем футболе с точки зрения билетных программ и услуг болельщикам – абсолютный цугцванг. В шахматах это обозначает, что куда ни пойди любой фигурой, везде будет тупик.

Ну, а теперь вернёмся к матчу «Зенит» – «Милан». «Зенит», наоборот, в отличие от своих коллег в других клубах, развивает спортивный маркетинг, который  достиг небывалых высот. Получая огромные дотации, за которые не надо бороться, «Зенит» всё же борется  за своего болельщика, разрешив продажу пива на Петровском, открыв почти три десятка клубных фан-шопа, приобретая классных игроков и тренера. Внешнее благополучие оплачивает сам болельщик. В Питере самые дорогие билеты в Премьер-лиге. При этом проход на стадион по узким лазейкам так же неудобен, как на остальных аренах. На «Петровича», так зовут стадион болельщики, без слёз смотреть нельзя! Халк, Данни и Витсель, наверное, и сами были в шоке, увидев старую советскую развалину, которую подкрасили и законопатили внутри, но уровень комфорта снаружи удручает.

Однако зритель всё равно идёт на «Петровича», ибо у него другого стадиона и другого клуба нет. Газовый монополист, содержащий команду, не беспредельно, но вынуждает держать монополию на услуги для питерской аудитории. Дорого? Иди в бар! Вместо тебя десятки и тысячи желающих! Такова логика.

Когда я работал в РФС во времена Виталия Мутко и Гуса Хиддинка, такая же примерно логика была в моменты топовых игр сборной России с Англией, Германией, Словенией. Не нравятся цены и условия приобретения – идите в бар, все билеты скупят всё равно. Но тогда для фанатской аудитории билеты стоили 200–250, то есть нижний предел был весьма доступен. Цены на центр были тоже разумны – от 400 до 1000 рублей.  А вот випы достигали госцены в 100 000 рублей, и желающих было навалом. Всем сёстрам по серьгам дали. «Зенит» же такой дельты не даёт.

И помимо монополии в этом вопросе, мы опять видим цугцванг…

Когда РФС устанавливал такие порядки, идя, в целом, на многие коммерческие компромиссы, он не задумывался, что после правления Фурсенко, интерес к сборной будет убит, и теперь она уже три года не может собрать аншлаг. В том числе и оттого, что современный болельщик не любит, когда его дурят, как на ЧЕ-2012, и когда не предлагают нормальные условия. «Зениту» стоит задуматься о том, что не всё вечно под луной, и тоже вспомнить времена, когда в начале 90-х на матчи клуба ходило 50 зрителей. И всё-таки вести себя культурнее с болельщиками.

Вы читали про российский футбол в XXI веке. 

 
Андрей Малосолов, Бывший глава пресс-службы

Российского футбольного союза, журналист, блоггер,

ведущий передачи «ФанZона».

 

 

 

Смотрите также: