Капелло напоят пивом. Как РФС нашел средства на погашение долгов тренеру

Главный тренер сборной России Фабио Капелло. © / РИА Новости

Еще до июля 2014 года союз футбола и пива, неразрывно связанных между собой в умах большинства болельщиков и огромным количеством стереотипов у сторонних наблюдателей, в нашей стране был невозможен. Виной тому — закон о рекламе, который запрещал пропаганду алкогольной продукции, особенно на спортивных мероприятиях, которые по логике должны быть образцом здорового образцом здорового образа жизни.

   
   

Все изменилось 1 июля 2014 года, когда под давлением ФИФА на фоне надвигающегося на страну чемпионата мира по футболу 2018 года, законодательные органы РФ вынуждены были принять поправки к закону о рекламе, разрешив популяризацию пива среди населения. Отныне и вплоть до 31 декабря 2018 года, когда у России завершится срок рекламных обязательств перед ФИФА, реклама пенного напитка на спортивных мероприятиях не будет считаться нарушением закона.

Такой поворот открыл огромное поле для деятельности многим российским футбольным клубам, ведь во всем мире «пивные спонсоры» — это одна из самых прибыльных рекламных статей дохода для любой команды. Некоторые российские клубы уже успели воспользоваться новыми перспективами. Другие — только присматриваются к появившимся возможностям.

Пиво для Капелло

Но что еще более интересно, изменениями в законодательстве Российской Федерации поспешил воспользоваться и Российский футбольный союз, испытывающий огромные проблемы с финансированием. В прессе появилась информация, что РФС готовится подписать долгосрочный контракт с одним из ведущих производителей пива в стране.

Неизвестно, является ли предполагаемая сумма контракта совпадением, или нет, но в СМИ мелькает цифра в 400-500 миллионов рублей — как раз в эти рамки укладывается полугодовой долг по зарплате Фабио Капелло и его штабу, который РФС все никак не может погасить. Но при дефиците крупных спонсоров, пришедших в российский футбол при действующем президенте организации Николае Толстых, аналогия напрашивается сама собой.

Во всяком случае со стороны складывается впечатление, что в создавшейся ситуации, когда итальянский тренер имеет полное право обратиться в европейский суд с требованием выплатить долги по зарплате, досрочно расторгнуть контракт и наказать РФС за несоблюдение обязательств, руководство отечественного футбола согласилось пойти на незначительные имиджевые потери от сотрудничества с производителями пива ради сохранения собственного реноме на европейском уровне.

Здесь стоит вспомнить, что у Российского футбольного союза с начала XXI века уже сложились отличные отношения с производителями пенного напитка. На протяжении долгого времени спонсором РФС и сборной России выступал другой крупный концерн, один из лидеров российского рынка. Однако перспективы подобного сотрудничества были подорваны новым законом о рекламе.

   
   

На протяжении достаточно долгого времени максимум, что мог извлечь РФС из сотрудничества с производителями алкогольной продукции — рекламные контракты, заключенные на отдельно взятые товарищеские матчи нашей национальной сборной, которые проводились за рубежом. В странах, где реклама алкоголя на спортивных мероприятиях разрешена, компании скупали рекламные места на баннерах, которые из трансляции на Россию вырезать уже не представлялось возможным.

Западный опыт

Невозможно уйти в вопросе сотрудничества национальной футбольной федерации и сборной от проведения аналогии с ведущими европейскими спортивными державами, такими, как Германия, Италия, Франция, Испания и Англия.

Начнем, пожалуй, с действующих чемпионов мира и третьей страны по количеству потребляемого пива в мире, — с Германии. Так в списке официальных спонсоров и партнеров Немецкого футбольного союза помимо генерального спонсора, представленного немецким автопроизводителем, и технического спонсора, выраженного в ведущем немецком производителе спортивной экипировки, на сайте пересилены и другие официальные партнеры. Среди них мы без проблем находим узнаваемую марку пива, кстати, третью в Германии по количеству реализуемого пенного напитка. Они вместе с производителями газировки, телекоммуникационной компанией, немецкой почтой, крупным банком и производителем профессионального программного обеспечения стоят в списке премиум-партнеров. Правда, в качестве партнера названа не вся марка, а именно безалкогольный вариант популярного в Германии пива.

Дальше обращаемся к предыдущим чемпионам мира, к королевской федерации футбола Испании. На сайте этой организации, под патронажем которой и выступает национальная сборная Испании, конечно же, присутствует раздел, в котором перечислены официальные спонсоры и партнеры федерации. И, что интересно, среди них нет ни одного производителя алкогольных напитков.

Перед испанцами, если вспоминать европейские команды, кубок мира доставался сборной Италии. Следовательно, заходим на сайт Итальянской федерации футбола. В разделе, посвященном спонсором мы видим известный автомобильный бренд, национального авиаперевозчика, коммуникационную компанию, страховщика, производителей продуктов питания и даже известный модный бренд. Но производителей алкогольной продукции среди спонсоров сборной Италии нет.

На очереди — чемпионы мира 1998 года, сборная Франции и официальный сайт Федерации футбола Франции. И среди спонсоров знакомые все области деятельности: автопроизводство, банковское дело, спортивная одежда и аксессуары, энергетическая компания. Из нового — только букмекерская контора. Но производителей алкоголя среди французских спонсоров нет.

И, напоследок, вспомним и о чемпионах мира 1966 года, о родоначальниках футбола, англичанах. На сайте футбольной ассоциации, как и на всех остальных, перечислены спонсоры. И, в случае с Англией, взгляд вновь опускается на «пивного спонсора». Им является известная датская пивоваренная компания. Остальные — стандартные автопроизводители, букмекеры, пищевики и спорттовары.