Андрей Малосолов: Памятник русскому околофутболу

фото из личного архива / Из личного архива

   
   

Прошли уже многие годы с того момента, как фанатская среда впитала в себя культовые, вышедшие за рубежом, фильмы о различных контркультурных явлениях. Начиная от «Заводного апельсина» Стенли Кубрика, заканчивая «Воинами», «Стаей», «Ультра» и многочисленными британскими кинолентами о фанатских драках.

Несмотря на то, что субкультура фанатов в нашей стране возникла примерно тогда же, когда и в Европе, отставание по многим аспектам достаточно велико: стадионная ультрас культура, перфомансы, развитие атрибутики, печатные СМИ и, наконец, фильмы.

Тем не менее фильм «Околофутбола» все же стоит посмотреть. И не только для того, чтобы постараться понять футбольных болельщиков, но и просто для того, чтобы открыть для себя новую страницу в кинематографе.

Сюжет фильма прост и незатейлив. Есть хулиганская «фирма», слепок с которой снят по мотивам жития канувших в лету спартаковских «флинтов» и ныне действующих «Юнион». Есть враги, слепок с которых достаточно деликатно, надо признать, снят с фанатов ЦСКА, «Зенита» и «Динамо». Вся жизнь героев фильма происходит вокруг событий, связанных с футбольными матчами и пересечениями с «фирмами» фанатов этих команд. В огромной массовке выступают реальные представители фирм указанных клубов, причем, это топовые люди во многих движениях. Во время батальных сцен фанатье так могло раздухариться, что из киношного боя возникал практически неотличимый от оригиналов поединок. Настоящие фанаты — на всех и во всем фильме — сказали слов сорок, всем остальным вещают актеры. Однако даже я, человек, проведший в субкультуре фанатов 25 лет, видел идеальное сходство некоторых героев с реальными персонажами. Люди вошли в роль, и это выгодно отличает фильм от многих, даже западных, лент, не говоря уже о кошмарной пародии на фанатье в российских сериалах, таких же мрачных и безнадежных, как ноябрьская погода в Москве.

Разумеется, присутствует и любовный треугольник среди главных героев, делят, как всегда, женщину. Есть и отрицательный герой, сотрудник полиции, следящий за фанатами. Его скопировали с образа знаменитого и в принципе уважаемого в фанатской среде, Хомута, Юрия Хомутского, долгое время курировавшего фанатское движение в Москве. Есть предатель, отстукивающий Хомуту, сдающий места «стрелок» фанатов. Потом негодяю приходит естественный конец от наркоты, а самому положительному герою после общей стрелы и драки против ОМОНа, дают тюремный срок.

   
   

Но в целом, фильм просто и незатейливо говорит о жизни десятков тысяч молодых людей, увлекающихся фанатизмом и поисками соперников. Это жизнь современных, модно одетых парней, у которых абсолютно разные профессии и увлечения. Которые не сходят с ума по какой-то глобальной идее владения миром и не убивают христианских младенцев.

По сути, субкультура фанатов показана близко к реальной жизни. Жизни людей, которые весь день работают клерками или учителями истории, а потом делают то, что обществом не всегда приветствуется. Интересно, что герои фильма не пытаются популяризировать свои увлечения. И, наверное, в этом суть фильма: как оно есть, так и есть.

Поэтому «Околофутбола» будет интересен в основном самому фанатью, которое само себе создало памятник эпохи. А заодно запечатлела в истории многих героев. Причем, герои фильма выглядят ровно точно также как они позиционировали себя в фильме — уж мне-то не знать! Те, кто всегда старался более выпятить свою роль, ее выпячивал, а кто, стиснув зубы, в первом ряду бросался и в бой против фанатиков, и против омоновцев, так и в фильме стискивали зубы и кидались, и получали в ответ.

Наверное, читатель спросит: а в чем суть описываемых событий? Да вот, собственно, в том и суть — в реальной картине происходящего. Это не «300 спартанцев», и не «9-я Рота». Но это определенно про некую касту воинов. Это про жизнь, связанную с футболом и молодежью страны. Но это и не совсем про футбол. Это про то, что на фанатских сайтах обозначается аббревиатурой ОФ. Но это и не совсем про современный ОФ, который стал куда более запутанным, чрезмерно спортивным, и при этом не всегда похожим на старый добрый ОФ. Под этот фильм фанаты, помнящие еще недавние времена, могут взгрустнуть, и сказать, вот тогда дела делались — не то что сейчас!

Выводы из этого делать, наверное, и не стоит. Как и вообще делать выводы из истории кинематографа. Но сходить на фильм я бы людям с трибун посоветовал.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также: