Связанные одной сетью. Путеводитель по соцсетям России

David M G / Shutterstock.com

Первой в мире социальной сетью в современном понимании принято считать проект Classmates, который объединял бывших и действующих школьных товарищей по всей Америке. В России его прототипом стал сайт «Одноклассники», вслед за которым появился «ВКонтакте», сильно напоминавший пользователям иностранный Facebook.

   
   

Помимо этих социальных сетей мы каждый день пользуемся ещё несколькими, если не несколькими десятками из них. Сегодня социальные сети для многих стали едва ли не единственным источником информации об окружающем мире, а также средством связи с друзьями и родными людьми.

Возникает логичный вопрос: зачем миру так много социальных сетей? Почему до сих пор не появилась социальная сеть, которая смогла бы объединить всех людей, чтобы не было необходимости переходить от аккаунта к аккаунту круглые сутки?

Ответ прост: у каждой социальной сети есть как свои преимущества, так и свои недостатки. Люди научились использовать их в своих целях, отводя каждой социальной сети свою специализацию: общение, работа, знакомство с новостями, просмотр фотографий... Многие социальные сети изначально создавались лишь с одной целью: например, для просмотра видео.

Этот путеводитель по социальным сетям России мы создали специально для тех, кто не поспевает за появлением все большего количества новых сервисов. Многие, например, узнали о существовании социальной сети LinkedIn только после того, как «Роскомнадзор» пригрозил закрыть к ней доступ на территории нашей страны. А ведь эта сеть весьма популярна и у нас, и тем более за рубежом.

«Одноклассники»

Начать предлагаем со знакомых нам всем «Одноклассников». Сервис изначально создавался для бывших и действующих одноклассников и их друзей, учившихся в одной школе. На заре развития социальных сетей этот проект стал настоящим связующим звеном между людьми, давно утратившими контакт друг с другом. Однако в современном мире лишь связывать между собой одноклассников мало. Поэтому социальная сеть растет и развивается, следуя новым тенденциям. Тем не менее, история её появления и её имидж всё же продолжают накладывать отпечаток на аудиторию проекта и то, чем пользователи в его рамках занимаются.

Особенностями «Одноклассников» является очень большая по сравнению с другими социальными сетями часть аудитории в возрасте старше 45 лет: выпускники советских школ, которые общаются в этой социальной сети со своими друзьями по школе, вузу и военной службе, а также родственниками. Бросается в глаза и маленькая доля аудитории в возрасте до 24 лет: молодежь, видимо, выбирает другие социальные сети.

   
   

Помимо общения, естественно, в социальной сети есть возможность посмотреть видео, послушать музыку, поделиться с друзьями новостями и просто полезными или интересными ссылками. Но важнейшей возможностью всё же остаётся связь с друзьями из прошлого и настоящего.

«ВКонтакте»

Ровесник «Одноклассников», социальная сеть «ВКонтакте», являющаяся самой популярной в нашей стране, берёт своей универсальностью, удобством и лаконичным дизайном, который не отвлекает от того, чем вы собираетесь заняться, будь то общение, просмотр видеороликов или чтение материалов из новостной ленты.

Несмотря на всеобщее мнение о том, что «ВКонтакте» сидят одни школьники, эта соцсеть популярна у аудитории в возрасте от 24 до 34 лет. Помимо простого общения, возможность которого предлагает подавляющее большинство социальных сетей, «ВКонтакте» популярен благодаря огромному количеству музыки и видеозаписей, находящихся в свободном доступе. Как бы владельцы соцсети ни старались бороться с нелегальным контентом, пользователи всегда находят возможность загружать его и пользоваться им. Это относится и к порнографии, которая пользуется в социальной сети большой популярностью.

Facebook

Всё более популярным в нашей стране становится стартовавший в России с небольшим запозданием американский Facebook. Бум популярности пришёлся на тот момент, когда самая популярная соцсеть на планете была русифицирована. 

Изначально считалось, что Facebook предпочитает так называемая интеллигенция: в русском сегменте преобладали длинные посты на серьезные темы, а в комментариях велись настоящие диспуты. Постепенно, с ростом российской аудитории, в Facebook проникли вездесущие приколы, мемы, вирусные ролики и тому подобный контент для массового потребления.

Но и у Facebook есть свои особенности: например, удобная лента, в которой приятно читать и обсуждать новости. Не зря у многих ведущих средств массовой информации нашей страны аудитория Facebook обходит все остальные социальные сети, принося весьма неплохой прирост к траффику.

Основная аудитория Facebook — платёжеспособные люди в возрасте от 25-34 лет, которые заинтересованы в качественном контенте без бесконечных розыгрышей нового iPhone за лайк и репост.

«Мой мир»

Если уж мы пошли по гигантам, то нельзя не вспомнить и о третьей по популярности социальной сети в нашей стане: проекте «Мой мир». Своей популярности социальная сеть обязана почтовому гиганту Mail.ru, десятки миллионов пользователей которого в свое время автоматически стали и пользователями «Моего мира». Хотели вы того или нет, у вас была страничка в «Моём мире». Эта «порочная» практика прекратилась в 2011 году, когда аккаунты почты и социальной сети были разделены, и новые почтовые ящики перестали привязывать к страничкам в соцсети. Но ядро пользователей к тому моменту уже было сформировано.

По заверениям руководства самой социальной сети, основная их аудитория — пользователи в возрасте 25-44 лет (весьма широкий разброс). По специализации социальной сети сказать что-то сложно. Судя по ленте аккаунта «Мир», который стимулирует активность в социальной сети, большую ставку «Мой мир» делает на видео-контент.

Google+

История социальной сети Google+ начинается с того момента, когда американский интернет-гигант решил отщипнуть кусочек перспективного рынка у Facebook. Google создал свою соцсеть, в которой пользователи добавляли себе не друзей, а расширяли «круги общения». Стать пользователем социальной сети можно было так же, как и в случае с «Моим миром». Достаточно было нажать на одну кнопку — и на основе вашего почтового ящика на Gmail создавался аккаунт в социальной сети, в который можно было добавить всех пользователей из адресной книги.

Несмотря на практически неограниченные возможности по привлечению новых пользователей, Google+, по сути, не смог предложить никаких конкурентных преимуществ, и пользователи, с воодушевлением воспринявшие появление новой социальной сети, постепенно к ней охладели.

Сегодня аудитория Google+ в России крайне мала. Социальной сетью пользуются в основном с деловыми целями: для работы в онлайн. Подавляющее большинство пользователей — мужчины. Самая обширная возрастная группа — от 18 до 30 лет.

Instagram

Дальше идут специализированные социальные сети, такие, как Instagram, позволяющий пользователям делиться фотографиями со своих мобильных устройств. Стоит ли удивляться, что более чем две три четверти пользователей — девушки, бесконечно тиражирующие свой образ в интернете.

Возможность делиться видео в этой же сети намного реже используется. Соцсеть также предоставляет возможность обмениваться сообщениями, которая в основном сводится к обмену с друзьями фотографиями, размещёнными другими пользователями, и их обсуждению.

Нашла применение в Instagram и коммерция. Продавцы всевозможных товаров с радостью пользуются возможностью показать свою продукцию на картинке с подробным описанием в текстовой части поста. 

Снискал Instagram популярность и у звёзд шоу-бизнеса, политики и спорта, которые заводят свои официальные странички. Помните ситуацию с детскими боями в Чечне и реакцией на это со стороны Фёдора Емельяненко? Едва ли не половина общения ньюсмейкеров друг с другом происходила через Instagram.

Twitter

Знаменитую фразу «краткость — сестра таланта», принадлежащую Антону Чеховуможно было бы сделать девизом социальной сети под названием Twitter. Особенность этого сервиса заключается в том, что длина сообщения, которое можно опубликовать в ленту, ограничена 140 символами.

Twitter тут же стал популярным: миллионы людей принялись читать тех, кому есть, что сказать, не растекаясь мыслью по древу. Звёзды шоу-бизнеса рассказывали о том, что съели на завтрак; политики делали громкие заявления; СМИ публиковали ссылки на свои новости; блогеры вели прямые текстовые трансляции из эпицентра каких-либо событий. Возможность прикреплять к сообщению фотографию и видео лишь расширяли функционал сети.

Многие пользователи сети, правда, являются пассивными потребителями, которые используют Twitter лишь для отслеживания новостей.

LinkedIn

В какой-то момент людям, предпочитающим деловое общение, стало душно в обычных социальных сетях, переполненных развлекательным контентом и отсутствием удобной возможности вести серьёзные беседы и устанавливать полезные для бизнеса контакты.

Заядлый пользователь LinkedIn — «белый воротничок» в возрасте от 24 до 34 лет, пытающийся построить себе успешную карьеру. Социальная сеть благоволит к деловому общению, «хвастовству» своими успехами на службе и установлению новых контактов. Огромное внимание уделяется местам работы пользователей, их проектам, профессиональным навыкам.

Также LinkedIn постепенно становится отличным инструментом для поиска вакансий и кандидатов на эти вакансии. Именно через эту социальную сеть многие россияне наши работу в иностранных компаниях. Правда, несмотря на это, популярность в России у LinkedIn гораздо ниже, чем в западном мире.

Periscope

Одна из самых молодых социальных сетей, всё ещё наращивающая свою популярность и пока не достигшая пика — Periscope. Главная «фишка» сети — простая возможность вести прямую видеотрансляцию с места события. Видео в записи позже остается доступным в социальной сети. Параллельно с трансляцией можно общаться со своей аудиторией с помощью сообщений, появляющихся прямо на передаваемом вами видео и доступным для всех, кто следит за трансляцией.

Изначально создатели социальной сети задумывали своё детище как уникальную возможность делиться важными видео с мест каких-либо громких событий. Но пользователи постепенно адаптировали этот инструмент для развлекательных целей. Огромную популярность приобрели персонажи, вытворяющие в прямом эфире совершенно сумасшедшие вещи под одобрительные сообщения своих подписчиков. Девушек, готовых флиртовать перед камерой своего смартфона, и вовсе не счесть.

Drive2

Drive2 — уникальный российский проект, который описывает себя, как «сообщество машин и людей». Упор в этой социальной сети делается не на пользователей, а на их автомобили.

Пользователи делятся фотографиями своих авто, собираются в группы, помогают друг другу решать проблемы, а также ведут «бортовые журналы», в которых описывают важные по их мнению вехи жизни своих «железных друзей». Также в социальной сети важное место занимает «Барахолка»: раздел, в котором можно продать или купить и автомобили, и запчасти, и аксессуары.

Основная аудитория, конечно, мужчины, которые гордятся своим автомобилем и хотят рассказать об этом всем вокруг.