В декабре правительству России будет представлен законопроект «О почтовой связи», предусматривающий в том числе возможность создания единой электронной почтовой системы. Официальный электронный почтовый ящик должен позволить гражданам, предприятиям, ведомствам и госорганам рассылать и распечатывать юридически значимые документы. Ожидается, что новая система будет частично платной, возможно, она также будет интегрирована с сайтом «Госуслуги». Разработка, обслуживание системы и ведение реестра будут поручены «Почте России» как уполномоченному государством оператору.
Минкомсвязь и «Почта России» сейчас ведут разработку концепции развития почтовой отрасли, которая займёт несколько месяцев. Звучат и суммы, в которые эта система может обойтись бюджету. Ранее бывший заместитель главы Минкомсвязи Илья Массух оценивал создание системы из 100 млн почтовых адресов в 10 млрд руб. «Считаю эту сумму завышенной. Думаю, реализация обойдётся дешевле», – заявил «Коммерсанту» Борис Оникул, советник министра связи, курирующий почтовую связь.
Что за новая почта?
Предполагается, что на один физический почтовый адрес можно будет зарегистрировать несколько электронных ящиков (по одному на каждого жильца). При смене почтового адреса – например, при переезде – старый ящик закрывается и вместо него создаётся новый.
Эксперты успокаивают – вряд ли предполагается, что пользователи должны будут использовать эти ящики и для переписки друг с другом, а значит, запоминать адреса не будет большой надобности. Это как с номером ИНН или пенсионным, в случае необходимости всегда можно посмотреть его дома в папке с документами. Но отсюда вытекает логичный вопрос – а кто тогда будет регулярно просматривать этот ящик, если письма в нём будут появляться редко и только от госорганов? Одно дело – открыть обычный ящик в подъезде, проходя мимо, другое – с какой-то периодичностью смотреть почту, в которую тебе почти никто не пишет.
Второй вопрос – почему не выкладывать эти письма на сайте «Госуслуг»? Пришёл туда проверить, нет ли штрафов, заодно прочитал и всё остальное. Получается, что при наличии уже работающих «Госуслуг» и повсеместно распространённой и привычной электронной почты чиновники пытаются создать нечто, на что пока вообще нет спроса даже у очень продвинутых граждан.
А для тех, кто не в Интернете?
Третий важный момент – что делать с теми гражданами, которые Интернетом не пользуются и не собираются? Оцифровывая разные услуги, государству всё равно приходится поддерживать оффлайновые способы для тех, кто не в Сети. Так в поликлинику можно записаться через сайт или мобильные приложения, но можно позвонить на горячую линию или дойти до поликлиники лично. Соответственно, нужно было создать этот колл-центр, где специально обученные люди обслуживают неинтернетизированное население, и посадить продвинутую молодёжь в поликлиники, чтобы опять же работать с теми, кому и инфомат в холле пока не под силу.
Записываться в садик или школу нужно по Интернету, но в специальных окружных организациях всё равно сидят живые люди, которые делают всё вручную. И слабо верится, что есть какая-то точка отсчёта, после которой со всем этим оффлайном можно будет попрощаться. А закрыть все способы записи в ту же поликлинику или сад и оставить только современный – через Интернет – тоже нельзя, будут нарушены права граждан.
Так что наряду с электронным документооборотом от Почты России государству всё равно придётся поддерживать альтернативные способы для тех, кто «не в теме».
И последний момент, эмоциональный – то, что этим делом будет заниматься именно Почта России, вызывает неоднозначную реакцию в обществе, потому что основная задача самой Почты – доставка посылок и писем – выполняется, мягко говоря, не всегда хорошо. Например, прошедшая таможню посылка, судя по трекинг-номеру, может неделю двигаться в сторону фургона, который довезёт её до отделения, и ещё несколько дней ехать по городу, чтобы на эту почту попасть. Часто из Америки до России она доезжает быстрее.
Говорят эксперты
«Всё будет как обычно – либо потеряют, либо на месяц задержут, либо взломают, – считает Матвей Алексеев, исполнительный директор Фонда содействия развитию технологий и инфраструктуры Интернета. – Что касается внедрения разного рода технологических новшеств в инфраструктуру доставки корреспонденции, то тут я реалист. Пока не будет полноценно отработана существующая система, пока не будут приняты законодательные нормы, обучен вменяемый персонал, что-либо делать – бессмысленно. На данный момент, словосочетание «Почта России» ассоциируется с хаосом, безответственностью и устаревшими техническими механизмами. Посему лучше не изобретать велосипед, а доработать то, что есть, то есть EMS хотя бы».
А потом я подумал, что в нашей жизни может случиться многое. Летом может пойти град. Зимой расцвести дерево. Инспектор ГИБДД на дороге за мелкое нарушение не будет вымогать взятку, а просто отпустит. Но сделать что-то по уму наше чиновничество не может.
Обычно ничего хорошего от наших чиновников ждать не приходится. Если они начинают заботиться о бизнесе, то надо срочно копать окоп и надевать каску. Если решают заняться улучшением дорог, то лучше сразу пересаживаться на метро.
Нужно потратить деньги там, где тратить их не надо, и поручить исполнение тому, кто идеологически исполнить данную задачу может только плохо. Что за маразм привязывать электронный (просто по определению виртуальный) почтовый ящик к адресу проживания? Понятно, что чем дальше разработчики от темы, тем идиотичнее будут выглядеть их предложения».
«11 октября в Минкомсвязи прошло совещание с представителями российской интернет-отрасли, посвящённое вопросам электронной почты в проекте нового закона о почтовой связи, – рассказывает Михаил Якушев, директор по связям с государственными органами Mail.Ru Group. – Авторы закона представили концепцию законопроекта. Из ответов на вопросы участников совещания стало ясно, что целый ряд положений проекта требует редакционных уточнений для устранения возможностей неоднозначного их толкования. До 16 октября представители Российской ассоциации электронных коммуникаций представят консолидированные предложения по корректировке текста законопроекта. Мы надеемся, что это позволит полностью снять опасения и недопонимания в отношении замыслов инициаторов законопроекта и его окончательной редакции».
Смотрите также:
- Глава Роскомнадзора: логично контролировать точки входа интернета в страну →
- «Анонимности в Сети не будет» - размышления экспертов о будущем Интернета →
- Алексей Синельников: Штраф-байт →