Звери в космосе. Как Белка и Стрелка проложили путь на орбиту Юрию Гагарину

Белка и Стрелка © / РИА Новости

Их выбирали из 12 претендентов, отбор вёлся по специальной методике: вес — не более 6 кг, возраст — не старше 6 лет. Отбирались только «девочки», поскольку для них проще было разработать «космический туалет». Да и по характеру они спокойнее. Кроме того, собаки должны были быть внешне привлекательными: их фотографиям предстояло появиться на первых полосах мировых СМИ.

   
   

Что за имена?

«В те годы велись споры, кого из животных лучше запустить в первый космический полёт, — рассказывает Александр Серяпин, полковник медицинской службы, через руки которого прошли все советские «четвероногие космонавты». — Американцы проводили эксперименты на шимпанзе. И мы в наш Институт авиационной и космической медицины заказали обезьян из Сухуми. Однако эти животные не могут долго сидеть спокойно — они рвут на себе провода, датчики. Поэтому мы в конце концов от них отказались. Собаки же могут находиться в одной позе сутками. Они лучше поддаются дрессировке. Среди них можно подобрать терпеливых».

Белка и Стрелка стали собаками легендарными, о них теперь снимают кино. И немногие помнят, что изначально у дворняг были иные клички. В Институте авиационной и космической медицины Белку звали Альбиной, а Стрелку — Маркизой. Однако, когда собаки слетали в космос и вернулись на Землю, главнокомандующий ракетными войсками маршал Неделин потребовал срочно сменить им имена: «Как это советские собаки могут носить такие странные прозвища?» Он-то и предложил назвать их Белкой и Стрелкой. Остаток жизни четвероногие космонавты провели в славе и почёте. Их возили на выставки, показывали в школах, вузах и детских домах. Через несколько месяцев после возвращения с орбиты Стрелка принесла потомство, у неё родились шесть щенят. Все они были здоровыми, что обрадовало учёных: значит, после полёта в космос организм способен к размножению. Одного из щенков — самку по имени Пушинка — Никита Хрущёв подарил супруге президента США Джона Кеннеди: дескать, знайте наших!

«Эксперименты на животных имели несколько целей, — вспоминает Игорь Балаховский, доктор медицинских наук. — Было много вопросов медицинского характера: как отреагируют на невесомость вестибулярный аппарат и кровеносная система, как будет происходить терморегуляция организма? Не повредится ли нервная система? На ком ещё проводить испытания, как не на братьях наших меньших? Конечно, собак было жалко. На шее у них делали так называемый «лоскут»: сонную артерию выводили наружу, на неё ставили датчики. Многие гибли на стадии испытаний — на центрифугах, в барокамерах и т. д. Бывало, что сотрудники института после экспериментов из жалости забирали собак себе домой — за ними требовался постоянный уход. Сергей Павлович Королёв тоже любил наших собак, ежедневно справлялся об их здоровье и самочувствии».
Белка и Стрелка. Фото: РИА Новости

Лучшие — мухи!

Не будет преувеличением сказать, что Белка и Стрелка (а кроме них несколько десятков менее известных дворняг) проложили путь на орбиту Юрию Гагарину. Но ведь одними собаками состав отряда космических первопроходцев не исчерпывался. В разное время на орбите побывали обезьяны, кошки, черепахи, крысы, мыши, морские свинки, тритоны, лягушки, рыбы и много кто ещё (см. инфографику). А первым живым существом, родившимся в космосе, стал птенец перепела. В 1990 г. на станцию «Мир» отправили контейнер с 48 перепелиными яйцами: экипажу предстояло наблюдать, смогут ли птенцы вылупиться и как они будут расти. Увы, адаптироваться к условиям невесомости перепелята не смогли — почти все они погибли, в живых остались только трое.

Нажмите для увелечения

«Если на заре космонавтики эксперименты над животными проводили прежде всего для того, чтобы понять, как влияет невесомость на организм, то теперь задачи изменились, — говорит Владимир Сычёв, замдиректора Института медико-биологических проблем РАН, доктор биологических наук. — Люди готовятся лететь в дальний космос — на Марс, потом, возможно, на другие планеты. Во время таких полётов экипажу придётся выращивать растения и разводить животных, чтобы питаться. Значит, надо узнать, какие из них могут нормально развиваться в условиях невесомости, а какие — нет. Мы уже выяснили, что ставку надо делать на разведение рыб: они в отличие от сухопутных животных в состоянии пережить длительный космический полёт и при этом ещё могут размножаться. Правда, пока это только гипотеза, которая требует проверки».

А лучше всего, как установили учёные, в невесомости живётся мухам-дрозофилам. Они дают по два, а то и по три поколения потомства. Недаром же говорят, что насекомые — еда будущего.

   
   

Смотрите также: