Тайны древних чудовищ. Минотавр и циклопы существовали в реальности?

Дворец царя Миноса на острове Крит. © / Виктор Мартов / АиФ

В декабре прошлого года британский археолог Карина Гринстоун (в 1977-1982 гг. она участвовала в раскопках руин минойской цивилизации) выступила с любопытным заявлением. По её мнению, монстр Минотавр, якобы обитавший во II тысячелетии до н. э. на острове Крит, отнюдь не мифическое, а… реальное создание. «Трудно найти человека, который не слышал о Минотавре. Это чудовище с бычьей головой, родившееся от связи Пасифаи, жены критского царя Миноса, с быком. Минотавр жил в построенном инженером Дедалом лабиринте и ежегодно пожирал семерых детей. Так же, раз в 8 лет, монстру доставлялись на съедение четырнадцать юношей и девушек из Афин. Просто страшная сказка? Но ещё в 1798 году на Крите обнаружили три захоронения, благодаря чему можно сделать вывод - Минотавров было…несколько десятков. В могилах покоились человеческие скелеты: на месте головы у мертвецов лежал… бычий череп».

   
   

Культ кровожадного монстра

Тесей и Минотавр, 1821 год Фото: АиФ / Виктор Мартов

- Я почти на сто процентов уверен, что облик Минотавра - это ритуальная одежда жреца, - считает греческий историк Янис Теодоракис. - Сейчас большинство учёных сходятся во мнении - на Крите действовал культ бога Баал-Хаммона, его принесли с собой захватившие остров «люди моря», то есть финикийцы. Идолом оккупантов был металлический бык, и в храмах жрецы надевали головной убор в виде бычьей головы. Этим и объясняются захоронения жрецов вместе с черепами животных. Именно Баал-Хаммону было принято жертвовать детей - для победы в войне. Убийст­во Минотавра героем Тесеем, очевидно, знаменует собой прекращение культа Баал-Хаммона на Крите.

Впрочем, имеется и другая версия смерти «человека-быка». Античный историк Плутарх пишет, что образ монстра один в один списан с начальника стражи царя Миноса - Тавра, отличившегося злобой и жестокостью в гладиаторских боях, убившего сотни безоружных пленников. Гербом убийцы-стражника была белая бычья голова на щите…

Впрочем, собственно, Минотавром мифологические сенсации последних лет не ограничиваются. Учёные Турции и Ирана давно дискутируют по поводу древнегреческого мифа о царе Мидасе. Как известно, этот правитель попросил у бога Диониса особый дар - всё, к чему прикасается Мидас, должно превращаться в золото. Эта способность и стала его проклятием: отныне Мидас не мог есть и пить, он убил свою дочь, обратив её в золотую статую. Умирая с голоду, царь упал на колени перед Дионисом и просил забрать назад волшебный дар. Бог приказал алчному монарху искупаться в реке Пактол (ставшей с тех пор насыщенной золотым песком), и царь избавился от своего проклятия.

Кстати
Подтверждение среди историков находит и миф о золотом руне. Согласно преданию, за этой шкурой барана из чистого золота в кавказское царство Колхида прибыла экспедиция на корабле «Арго» во главе с греком Ясоном. Казалось бы, баранов с золотой шерстью в природе точно быть не может. Но не всё так просто. В древности на Кавказе старатели добывали драгоценный металл, на трое суток погружая овчину в золотоносную реку: крупицы золота цеплялись за шерсть. Ещё в начале XX века в горных районах Турции, Грузии и Азербайджана золото «намывали» именно таким образом. Возможно, за этими шкурами (или, точнее, за золотыми месторождениями) и охотились аргонавты.

Стада карликовых слонов

- Летописи городов древней Анатолии не оставляют сомнений: Мидас - не мифологический «мутант», а обыденный царь, - утверждает профессор Сулейман Рахмани из турецкого города Эдирне. - Он правил Фригией перед Троянской войной, в XIII веке до н. э. В чём же причина слухов о «золотом прикосновении»? Мидас был очень удачлив в торговле. Он стал обладателем огромного состояния, его запасы золота многократно превышали казну любого из греческих государств. «Царь Фригии продавал соль - цены росли, продавал пшеницу - и она дорожала, - указывается в хрониках Вавилонского царства. - Всё, за что брался Мидас, превращалось в деньги». Видимо, умение вести бизнес и сформировало этот миф. Мидас сделался символом богатства. Потом во Фригии царей часто называли его именем - считалось, оно приносит удачу. Например, другой Мидас, царст­вовавший в VII веке до н. э., также был сказочно богат.

Впадину от бивня принимали за глаз циклопа. Фото: АиФ / Виктор Мартов

Да что уж там Мидас! Год назад на конференции в Академии искусств Миннеаполиса (США) учёные всерьёз обсуждали: действительно ли, что циклопы - это целый народ, населявший острова Средиземного моря? Древнегреческий поэт-сказитель Гомер, повествуя о великанах с одним глазом во лбу, не подвергал их сущест­вование сомнению - по словам автора «Одиссеи», одноглазые монстры жили на Крите и Мальте.

«Отец истории» Геродот в V веке до н. э. описывал племя скифов-аримаспов - гигантов с глазом вместо носа: ряд исследователей полагает, что это вполне реальный кочевой народ. В 1914 году австро-венгерский палеонтолог Отенио Абель выдвинул более «приземлённую» теорию: мол, легенды о циклопах основаны на находках древними греками… скелетов вымерших карликовых слонов. В центре черепов этих животных (обитавших как раз на Крите и Мальте) была крупная впадина от бивня, схожая с громадным глазом.

Стоит упомянуть, что вплоть до конца XIX века в Европе были уверены: город Троя - плод фантазий Гомера, а Троянская война - его же искусная выдумка. Однако в 1876 году археолог-любитель Генрих Шлиман потряс научный мир, обнаружив на раскопках в Микенах веские доказательства существования Трои. Как знать - может быть, и прочие древнегреческие мифы описывали вполне реальные события, также переложенные в сказочную форму? Нам ещё предстоит в этом разобраться.

   
   

Смотрите также: