В 2023 году Россия откроет новый этап пилотируемой космической эры. Впервые космический турист не только отправится на борт орбитальной станции, но и шагнет за ее пределы.
«Выход в открытый космос из российского сегмента»
Ракетно-космическая корпорация «Энергия» сообщила о заключении контракта на полет, предполагающий выход космического туриста в открытый космос. «Между РКК „Энергия“ и компанией Space Adventures Inc. (США) подписан контракт на осуществление в 2023 году краткосрочной экспедиции двух участников космического полета на борту корабля „Союз МС“ на Российский сегмент Международной космической станции (МКС), — говорится в сообщении, опубликованном на сайте корпорации. — Планируется, что в ходе экспедиции один из участников космического полета совместно с профессиональным российским космонавтом совершит выход в открытый космос из Российского сегмента МКС».
Имя потенциального «Леонова» в области космического туризма пока не называется. Не сообщается и стоимость тура с прогулкой в открытом космосе.
Первые разговоры о возможной коммерциализации космических путешествий начались в конце 1960-х годов. Однако практическая реализация этих планов была невозможна: пилотируемые запуски осуществляли только СССР и США, а число мест на борту исключало возможность путешествия состоятельного гражданина, не выполняющего полезных функций в экипаже.
Первые непрофессионалы
В качестве первой космической туристки иногда рассматривают американскую учительницу Кристу Маколифф, победившую в национальном конкурсе и получившую право провести урок с орбиты. Однако Маколифф погибла при запуске шаттла «Челленджер» в 1986 году. После этого в Соединенных Штатах был принят закон, запрещающий полеты непрофессионалов на орбиту.
В 1990 и 1991 годах в космос полетели первые коммерческие космонавты: японец Тоёхиро Акияма и британка Хелен Шарман, которые совершили полёты на советскую орбитальную станцию «Мир» на космических кораблях «Союз ТМ-11»/«Союз ТМ-10» и «Союз ТМ-12»/«Союз ТМ-11» по частно финансируемым негосударственным проектам телекомпании TBS и консорциума британских компаний «Джуно».
В 1990-х годах в условиях недостатка финансирования отечественной космической программы идея продажи мест на борту российских «Союзов» иностранным миллионерам стала популярной среди боссов отечественной программы.
Господин Тито и его «нянька»
В 2001 году Деннис Тито, главный управляющий Wilshire Associates, одной из ведущих инвестиционных фирм в США, заплатив 20 млн долларов, совершил полет на корабле «Союз ТМ-32» и МКС вместе с космонавтами Талгатом Мусабаевым и Юрием Батуриным.
При взлёте у Тито были проблемы с сердцем, а на орбите, сильно оттолкнувшись от пола, он разбил голову о люк корабля. В обоих случаях медицинскую помощь ему оказывал космонавт Талгат Мусабаев, за что получил от Тито звание «baby-nurse number 1» («нянька номер один»).
Тем не менее Деннис остался доволен полетом: «Это величайшее приключение в моей жизни. Я побывал на небесах и парил, как ангел, глядя на Землю. Знал, что это будет рискованное приключение, и готовился к худшему. Однако все шесть дней я испытывал эйфорию».
Тито стал первым полноценным космическим туристом. Его полет был организован «Роскосмосом» и американской компанией Space Adventures, которая продолжает сотрудничество с РФ по сей день.
Мистер Симони попросил повторить
Вслед за Тито на орбиту отправились южноафриканский предприниматель Марк Шаттлворт (2002 год), основатель компании Sensors Unlimited Inc Грегори Олсен (2005), соосновательница и глава компании Prodea systems, Inc Ануше Ансари (2006), глава и основатель компании Intentional Software Чарльз Симони (дважды, в 2007 и 2009 годах), программист и предприниматель Ричард Гэрриот (2008) и основатель и руководитель компании Cirque du Soleil Ги Лалиберте (2009).
Особняком в этом списке стоит Чарльз Симони, который за два полета заплатил около 70 миллионов долларов.
В августе 2012 года появилась информация о том, что очередной космической туристкой может стать известная певица Сара Брайтман. Весной 2015 года она приступила к подготовке к полету, однако в мае того же года последовал ее отказ. Причиной такого решения Брайтман назвала семейные трудности.
Полеты космических туристов на российских кораблях прекратились после закрытия в США программы «Спейс шаттл». Оставшиеся без средства доставки на МКС американцы были вынуждены покупать места на «Союзах».
Очень непростое путешествие
Успешный запуск 30 мая 2020 года корабля Crew Dragon возглавляемой Илоном Маском компании SpaceX c двумя астронавтами на борту открывает дорогу к возобновлению полетов туристов. Места, ранее забронированные на «Союзах» для астронавтов НАСА, отойдут богатым любителям космоса.
Как и раньше, туристам нужно будет не только оплатить полет, но и пройти подготовку наравне с профессиональными космонавтами. Тому же, кто рискнет выйти в открытый космос, предстоит отработать на Земле до мелочей весь цикл этой операции.
За последние два десятилетия целый ряд компаний объявлял о начале реализации проектов в области космического туризма. Как правило, речь шла о суборбитальных полетах, в которых могли бы участвовать люди без дополнительной подготовки, а стоимость услуг была бы снижена до сотен тысяч, или даже до десятков тысяч долларов.
В реальности же пока единственная возможность стать космическим туристом — это купить себе место на корабле «Союз».