2 июня 1955 года директивой Генерального штаба утверждена организационно-штатная структура 5-го Научно-исследовательского испытательного полигона (НИИП). Эта дата считается днём рождения космодрома «Байконур».
Вначале была война
В советскую эпоху было построено немало научных, промышленных, спортивных объектов мирового уровня, которыми страна могла заслуженно гордиться.
Но даже в этом ряду особняком стоит космодром «Байконур» — первая звёздная гавань человечества, которая и по сию пору остаётся одним из всего лишь трёх мест на земном шаре, откуда человек может подняться к космос.
Красивое слово «космодром» появилось позже, а вначале была… война. Менее чем через десять лет после окончания Великой Отечественной войны над Советским Союзом нависла новая опасность. Соединённые Штаты, бывший партнёр по антигитлеровской коалиции, рассматривали планы устранения геополитического конкурента при помощи атомного оружия. Военные базы, с которых могли быть нанесены удары, размещались по периметру границ СССР. Чтобы получить противовес, Советскому Союзу нужна была не только своя бомба, но и эффективное средство доставки. Таким средством могла стать только межконтинентальная баллистическая ракета.
Работы над созданием ракетной техники активно велись в СССР с середины 1940-х годов. Но очень скоро стало понятно, что немецкие наработки в этой области, часть которых досталась Советскому Союзу, недостаточны для решения поставленных военными задач. Необходимо было создавать собственную технику, характеристиками значительно превосходящую всё, что существовало до этого момента.
К началу 1950-х главным ракетным полигоном страны являлся расположенный в Астраханской области Капустин Яр. Но новые мощные ракеты требовали совершенно иной стартовой площадки.
Идеальный Тюратам
В 1954 году была создана Государственная комиссия по выбору места нового полигона. Ей предстояло выбрать место, руководствуясь следующими основными требованиями:
а) обширный, малонаселённый район, земли которого мало использовались в сельскохозяйственном производстве;
б) наличие железнодорожной магистрали для доставки различных грузов на полигон, в том числе блоков ракет;
в) надёжные источники пресной воды для обеспечения полигона питьевой и технологической водой в больших объёмах;
г) расстояние между стартом ракеты и местом падения её головной части (камчатский полигон Кура) — не менее 7000 км.
Существовало по меньшей мере четыре варианта места размещения полигона, но выбран был разъезд Тюратам в малонаселённом районе Казахской ССР.
С точки зрения тех, кто выбирал место, Тюратам был почти идеален — относительная близость к экватору, позволяющая ракетам поднимать большую полезную нагрузку, и большое число солнечных дней в году.
С точки зрения обычного человека, ужаснее места не найти — лютая жара, песок, забивающийся в рот, нос и глаза, удалённость от цивилизации, да и вообще отсутствие каких-либо удобств. И вот в этом месте, где столетиями обитали только кочевники, предстояло построить объект, аналогов которому в мире не было.
Это казалось невозможным, но строителям некогда было витать в сомнениях — стране в кратчайшие сроки требовался полигон, и его возведение началось.
От «Тайги» до Байконура
12 февраля 1955 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР совместным постановлением № 292–181сс утвердили создание Научно-исследовательского испытательного полигона № 5 Министерства Обороны СССР (НИИП № 5 МО СССР), предназначенного для испытаний ракетной техники.
Район, где начались работы, первоначально носил кодовое название «Тайга». Первый отряд военных строителей приступил к делу в январе 1955 года. Шло создание производственной базы: закладывались бетонные заводы, растворные узлы, механизированные склады для песка и гравия, организовывалось лесопильное и деревообрабатывающее производство.
Порой работу в тяжелейших условиях не выдерживала техника, но люди оказались значительно крепче. После прокладки автомобильной и железной дорог началось строительство первого стартового комплекса. Для его создания требовалось поднять около одного миллиона кубометров грунта и уложить свыше 30 тысяч кубометров бетона. Эту задачу удалось решить за четыре месяца, после чего начался монтаж пускового оборудования.
5 мая 1955 года началось строительство поселка испытателей, разумеется, строго засекреченного. Именно из-за режима секретности в разные годы он назывался по-разному — «Ташкент-90», «Заря», «Звездоград», город Ленинск и, наконец, с 1995 года — город Байконур.
Космодром и его «двойник»
Сам космодром получил название «Байконур» почти случайно. Практически одновременно с началом строительства настоящего космодрома в Карагандинской области Казахской ССР у села Байконур началось строительство его «двойника». Ложный полигон должен был дезориентировать разведку противника.
На самом деле американцы узнали правду довольно быстро. Самолёт-разведчик U2 снял стартовую позицию для советских ракет в районе разъезда Тюратам ещё в августе 1957 года. Советский космодром до распада СССР в западных источниках значился как «полигон Тюратам».
А в Советском Союзе после полёта Гагарина в открытой печати за настоящим космодромом закрепилось название Байконур, которое так и осталось неизменным.
Секретность в первые годы строительства и эксплуатации «Байконура» была такой, что молодые военнослужащие, прибывшие на полигон, в течение продолжительного времени даже не понимали, чем именно занимаются на данном объекте. Секрет обычно раскрывался после успешного запуска — скрыть улетающую в небо ракету, изрыгающую яркие языки пламени, было практически невозможно. Но, даже узнав правду, военнослужащие не писали домой, где именно проходят службу — разглашать эту информацию категорически запрещалось.
Официальным днём рождения «Байконура» считается 2 июня 1955 года, когда директивой Генерального штаба была утверждена организационно-штатная структура 5-го Научно-исследовательского испытательного полигона (НИИП).
Историю полигона перевернул спутник
К концу 1955 года на полигоне работали 1900 военнослужащих и 664 рабочих и служащих. Начальником строительства полигона являлся генерал Георгий Максимович Шубников, человек, прошедший всю войну и отвечавший за инженерное обеспечение важнейших военных операций. Под его же руководством строился и знаменитый памятник Воину-освободителю в берлинском Трептов-парке.
В декабре 1956 года строительство первоочередных объектов полигона было завершено и начались работы по подготовке к первому пуску. К моменту первого запуска весной 1957 года численность военнослужащих выросла до 3600 человек. 15 мая 1957 года ракета конструктора Сергея Королёва Р-7 была запущена со стартовой позиции нового объекта.
Пуск получился неудачным: из-за пожара в хвостовом отсеке полёт завершился падением ракеты, пролетевшей 400 км.
21 августа 1957 года Р-7 впервые не подвела: условный боеприпас был доставлен на полигон на Камчатке.
А 4 октября 1957 года мир пережил потрясение, услышав с орбиты Земли позывные первого в мире искусственного спутника планеты. Спутник вывела на орбиту ракета Р-7.
До этого момента к идеям об освоении космического пространства советские руководители относились сдержанно, однако мощнейший резонанс, вызванный полётом спутника, заставил их пересмотреть своё мнение.
С этого момента «Байконур», оставаясь военным объектом, всё чаще позиционировался как полигон, связанный исключительно с мирным освоением космоса.
24 октября – день памяти
Обывателю, видевшему «Байконур» только по телевизору, трудно представить реальные масштабы космодрома. 52 стартовых сооружения, 34 технических комплекса, 3 вычислительных центра, 16 стационарных измерительных пунктов, 2 подвижных автомобильных, 1 железнодорожный, 4 самолётных измерительных пункта, 4 базы падения, кислородно-азотный завод, 2 механосборочных завода, 2 аэродрома и 5 посадочных площадок, ТЭЦ мощностью 80 МВт, 2 энергопоезда, метеостанция, ионосферная станция — всё это обширное хозяйство вместе и есть «Байконур».
Самыми используемыми являются площадка № 1, известная как «Гагаринский старт», с которой в космос отправлено более 600 космических аппаратов, и площадка № 31, с которой стартовали более 200 ракет. Всего же количество запущенных с «Байконура» аппаратов приближается к 2000.
В истории космодрома были не только триумфы, но и трагедии. 24 октября 1960 года при испытании баллистической ракеты «Р-16» произошла крупная катастрофа, в результате которой от огня и отравления компонентами топлива погибло 78 человек, в том числе первый главком ракетных войск стратегического назначения Митрофан Неделин.
Спустя три года, день в день, авария произошла при подготовке к запуску ракеты «Р-9», в результате чего погибли 8 человек.
С того момента 24 октября запуски ракет не производятся. Этот день стал днём памяти тех, кто погиб при испытаниях ракетной техники и при освоении космоса.
«Байконур» в аренде
Те, кто в 1954 году выбирал место для нового ракетного полигона, в кошмарном сне не могли себе представить распада Советского Союза. Однако в 1991 году это стало реальностью, и в жизни «Байконура» начались тяжёлые времена.
Экономические трудности привели к резкому сокращению российской космической программы. Служба на космодроме, некогда чрезвычайно престижная, превратилась в тяжкую повинность. Специалисты выживали, как могли, многие вместе с семьями уезжали в Россию. На многих объектах воцарилось запустение.
Правовой статус космодрома, находящегося на территории Казахстана, некоторое время являлся неопределённым. У молодой республики не было возможностей для самостоятельной эксплуатации «Байконура», а россияне, обладавшие космической техникой, вдруг обнаружили, что не имеют на своей территории национального космодрома, с которого можно осуществлять все виды запусков, в том числе пилотируемые.
В 1994 году было определено, что «Байконур» передаётся в долгосрочную аренду России. За его эксплуатацию правительство России ежегодно выплачивает Казахстану свыше 100 миллионов долларов. Миллиарды рублей уходят также на эксплуатацию и ремонт объектов космодрома.
В январе 2004 года президенты России и Казахстана Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев подписали соглашение о продлении срока аренды Россией космодрома «Байконур» до 2050 года.
Долгое прощание
Несмотря на то, что российско-казахстанские отношения остаются партнёрскими, российские власти не устраивала ситуация, при которой космодром, откуда производится основное количество запусков, находится за рубежом.
Именно это стало причиной начала строительства в Амурской области космодрома «Восточный».
Полное введение в строй космодрома «Восточный» станет шагом к завершению советско-российской истории «Байконура». Ещё в 2009 году космодром стал сугубо гражданским — российские военные ушли, передав объекты «Роскосмосу». Запуски аппаратов военного назначения Россия теперь проводит с космодрома «Плесецк».
Планируется, что после переноса на космодром «Восточный» пилотируемых запусков на Байконуре российские специалисты будут заниматься запуском спутников и автоматических станций, постепенно снижая их количество.
К 2030 году 90% космических запусков Россия будет проводить с собственных космодромов «Плесецк» и «Восточный», а доля «Байконура» упадёт с 75% до 10%.
Официальные представители Казахстана заявляют, что готовы приступить к самостоятельной эксплуатации космодрома раньше 2050 года. Казахстан допускает совместное использование «Байконура» вместе с Европейским космическим агентством и другими заинтересованными странами.
Всё это, однако, вряд ли будет иметь отношение к той истории, которая началась 2 июня 1955 года…