Учитель - он и в Арктике учитель
Инна Алейникова, «АиФ»: Матвей Дмитриевич, вы в десятый раз собираетесь с ребятами покорять арктические просторы. В чём отличие экспедиции-2018?
Матвей Шпаро: Мы решили, что возможность войти в число участников Большой арктической экспедиции должна быть у всех ребят из московских школ. Далеко не каждый из них отправится в путешествие на Северный полюс, но любой стал (или станет) участником акции, если ответил на онлайн-вопросы «Арктического диктанта» (на это даётся 30 минут) по географии, экологии, биологии и истории, связанные с Арктикой. Число написавших диктант превысило пять тысяч человек, акция продолжится до 1 мая.
Из этих участников мы формируем два отряда. Первый отряд называется «Полюс». В середине апреля 7 старшеклассников отправятся в 100-километровое путешествие к Северному полюсу. Двое взрослых, в том числе я, будут обеспечивать безопасность.
Второй отряд получил имя «Барнео» - по названию дрейфующей станции: она находится на льдах, которые движутся из-за ветра, течений, приливов и отливов. Мы отберём тоже 7 ребят 16-18 лет, которые прилетят на станцию «Барнео» и вместе с российскими полярниками будут заниматься научными исследованиями в течение той недели, когда мы идём на лыжах. Они изучат лёд, какие животные живут во льдах, насколько правдивы снимки из космоса и т. д. В качестве научного руководителя отряда поедет «Учитель года Москвы-2017» преподаватель биологии Иван Смирнов.
- Можно сказать, московский класс неделю проработает на Северном полюсе...
- Мы везём коммуникационное оборудование, чтобы через видеотрансляцию соединить с московскими школами то образовательное пространство, которое сложится на полюсе благодаря двум этим отрядам.
- В марте группа ребят, из которых отобрали семерых счастливчиков отряда «Полюс», провела десять дней в Карелии. В чём заключался отбор?
- Отбор семи из сорока человек происходил на учебно-тренировочных сборах. Школьники прошли на лыжах 100-километровый маршрут. Мы должны отправляться на Северный полюс, имея большой запас прочности. В Карелии сложные условия: рано темнеет, в тайге встречаются участки глубокого снега и нужно тропить лыжню, на спине рюкзаки.
- У ребят есть походный опыт, и эти сто километров они наверняка преодолеют. На что вы ещё обратите внимание?
- Я разговаривал с нашим старшим тренером Александром Буслаковым, имеющим громадный опыт работы с молодёжью. Он считает важным смотреть даже на то, как дети подавали документы, необходимые для участия в отборе. Не все заполняли анкету быстро и в полном объёме, и это выдаёт истинный уровень мотивации.
Действительно, в поход школьники ходили, и не раз. Поэтому нам нужно оценивать что-то другое: морально-волевые качества, интеллект. На каждый вечер десятидневных сборов были подготовлены задания. Сидя у костра, ребята решали логические задачи и выполняли интеллектуальные упражнения. Это и тренировка ума, и развитие коммуникативных навыков.
Рисками нужно управлять
- Как вы обычно добираетесь до начальной точки экспедиции?
- После Москвы мы оказываемся на архипелаге Шпицберген. Это норвежская территория, но, по особому статусу архипелага, на руднике Баренцбург россияне добывают уголь. Для поездки на Шпицберген нужен загранпаспорт, а шенгенскую визу у приезжих не спрашивают. Так вот там нас ждёт самолёт, на котором мы летим до дрейфующей станции «Барнео» рядом с Северным полюсом. Станция возводится лишь на апрель - люди занимаются наукой, туризмом и т. д.
- Какая погода в апреле?
- Минус 30-35 градусов.
- Без чего нельзя отправляться в Большую арктическую экспедицию?
- Бытовые условия традиционные: палатка, спальный мешок, еда на костре. Экипировку мы предоставим, чтобы команда имела единый вид. Но также возьмём что-нибудь нестандартное. Есть маленькие хитрости, открытые за годы путешествий. Например, щётка от снега - это элемент снаряжения, который мало у кого из путешественников сразу вызывает понимание. В Арктике снег и лёд слегка солоноваты. Соль абсорбирует воду. Поэтому если ты, заходя вечером в палатку, не смахнул щёткой снег с одежды друга, а друг не почистил тебя, то на следующее утро вроде бы сухие вещи при выходе на улицу сразу впитают в себя влагу из воздуха и будешь ходить во влажном.
- Одна мама спросила, видел ли я белых медведей. Сказал, что видел неоднократно.
Также после просмотра видеофильма задали вопрос, почему дети в палатках сидят с варежками на ногах. Я им объяснил, что это не замена носкам - в палатке достаточно тепло. Но периодически нужно по разным причинам выбегать наружу, и, вместо того чтобы надевать и зашнуровывать ботинки, молодёжь придумала надевать на ноги большие варежки из специального материала, с которых легко соскальзывает снег. И снег в палатку не приносишь, и ноги остаются сухими. Когда я в их годы ходил на лыжах по Карелии, мы варежки на ноги не надевали.
- Мам и пап, наверное, волнуют возможные экстремальные ситуации. Можно ли подготовиться к этому?
- Такие вещи всегда происходят неожиданно. Однако важно подготовиться так, чтобы их приход стал «ожиданным». Мы проводим с ребятами целую серию занятий «Управление рисками в арктическом путешествии». Часть занятий проводят сотрудники МЧС. Например, как переправляться через полынью, как вести себя при встрече с белым медведем. Благодаря этим занятиям наша команда подготовлена к большинству ситуаций. Опасностей в Арктике много, но сегодня, совершая путешествие с детьми, его можно сделать гораздо более безопасным, чем 20-30 лет назад. Наверное, поэтому мы и организуем такие походы и вообще занимаемся детским туризмом.
Там трудно всем
- Экспедиции в Арктике невозможны без выносливости. Что вы делаете, если силы закончились?
- Стало трудно - нужно поспать. Василиса Премудрая была права: утро вечера мудренее. Если ты надрываешься, не отдыхаешь, то начинаешь допускать ошибки, а в тех условиях ошибки могут привести к непоправимым последствиям. В Арктике остались те же самые трудности, которые люди испытывали 200 лет назад, когда открывали её: пурга, медведи, полыньи, торосы, морозы.
- Значит, взрослым в экспедиции так же сложно, как школьникам?
- Да, трудности одинаковые для школьников, профессиональных путешественников и принцев - однажды я водил к Северному полюсу правящего князя Монако.
- К экспедиции мы готовились в Швеции, я видел, с какой отдачей он тренировался. В Арктике ел гречневую кашу, как все. Аристократа в нём выдавали только хорошие манеры, он суперинтеллигент.
- Арктика вам уже хорошо знакома или она многолика?
- Маршрут один и тот же, а Северный полюс всё время новый. Это философская история...
- Ребят ждёт невероятное приключение!
- Одна из наших основных задач - сделать так, чтобы каждый подросток, вернувшись в свою школу, стал носителем, транслирующим правильные ценности. Чтобы, как круги по воде, начали распространяться положительные качества, которые он приобретёт, разовьёт и утвердит в этом путешествии: любовь, дружба, товарищество, навыки принятия решений, ответственность за себя и других.